История и основные этапы развития педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогатило его и передало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называют педагогикой.
Все мы целена

Содержание

Введение .......................................................................................................... 3-4
Глава 1. История и основные этапы развития педагогики ..................... 5
1.1. Понятие «педагогика». Общекультовое значение педагогики …...………………………………..……………………..… 5-11
1.2. Этапы развития педагогики …………................................. 12-23
Заключение .................................................................................................. 24-26
Список использованных источников и литературы.......................

Работа содержит 1 файл

Педагогика (реферат) - М.С.А..doc

— 133.00 Кб (Скачать)

   В.Г.Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

   А.И.Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

   Н.Г.Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

   Н.А.Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.

   Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)

   Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)

   В педагогическом наследии Н.И.Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.

   Главный пункт педагогической концепции  Л.Н.Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

   К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)

   К.Д.Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по К.Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах:

  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • прочность.

   К.Д.Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис К.Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

   П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)

   П.П.Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы П.Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

   С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)

   С.Т.Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения С.Шацкий называл творчество и самостоятельность.

   Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)

   Н.К.Крупская являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

   А.С.Макаренко (1888 – 1939 г.г.)

   А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

   В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)

   В.А.Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».

   На  протяжении всего исторического  развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют  не только научно-педагогическую, но и  общекультурную ценность.

   Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными  и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и  антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

   В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.  
 

   Заключение 

   Педагогика - это результат многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений; многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, который условно можно разделить на несколько этапов своего развития.

   В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. То есть образование как социокультурный феномен претерпело в процессе исторического развития парадигмальные изменения.

   Первоначально процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

   Педагогика  обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского. Он изложил  свои основные идеи в труде "Великая  дидактика", который получил мировое признание.

   Другой  выдающийся педагог И.Г. Песталоцци затратил все свои сбережения на создание школ и детских приютов. Свою жизнь  он посвятил сиротам, пытался сделать  детство школой радости и творческого  труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

   В педагогике, в процессе своего развития, каждый учитель продолжает дело своих  предшественников, но учитель-творец видит  шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

   Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине 18 века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко - это воспитание человека как особая функция общества.

   Для того чтобы профессионально обучать  и воспитывать, надо знать педагогику как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, проявления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.

   Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.7

   Таким образом, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

   Давний  спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.  

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов (под редакцией Абдуллиной О.А.). изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 512 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 556 с.
  3. История педагогики России. Хрестоматия. М.: Изд. центр "Академия", 2001. 400 с.
  4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.. Шабаев М.Ф. История педагогики. М.: просвещение, 1982. 215 с.         
  5. Никандров Н.Д. История педагогики. М.: Гардарики, 2007. 413 с.
  6. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Изд.3-е. М.: Сфера, 2007. 496 с.
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика в системе наук о человеке. В 2 ч. Педагогика. М.: Изд. центр "Академия", 2002.  465 с.

Информация о работе История и основные этапы развития педагогики