История и основные этапы развития педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогатило его и передало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называют педагогикой.
Все мы целена

Содержание

Введение .......................................................................................................... 3-4
Глава 1. История и основные этапы развития педагогики ..................... 5
1.1. Понятие «педагогика». Общекультовое значение педагогики …...………………………………..……………………..… 5-11
1.2. Этапы развития педагогики …………................................. 12-23
Заключение .................................................................................................. 24-26
Список использованных источников и литературы.......................

Работа содержит 1 файл

Педагогика (реферат) - М.С.А..doc

— 133.00 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ФГОУ  ВПО 

     «Уральская  академия государственной  службы»

     челябинский ИНСТИТУТ (филиал) 

     Факультет управления

     Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

     ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ 
 

     Реферат по курсу «педагогика и психология» 
 

     Музыченко Светланы Анатольевны

     Студентки курса ГМУ-31

     Специальность: 080504.65 «Государственное

     и муниципальное управление» 
 

     Руководитель:

     Иоголевич Н.И.

     д. психол. наук., профессор 
 
 
 
 
 
 
 

     Челябинск

     2011 

      Оглавление

      С.

      Введение .......................................................................................................... 3-4

    Глава 1. История и основные этапы развития педагогики ..................... 5

         1.1. Понятие   «педагогика».  Общекультовое   значение   педагогики  …...………………………………..……………………..… 5-11

         1.2. Этапы развития педагогики …………................................. 12-23

      Заключение .................................................................................................. 24-26

      Список  использованных источников и литературы................................ 27 

   Введение 

   Каждое  поколение людей решает три важнейшие  задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и  приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.

   Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогатило его и передало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называют педагогикой.

   Все мы целенаправленно или неосознанно  воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в  крайнем случае — самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность  и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. 1

   Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

   В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

   В самом деле, каждая наука имеет  свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

   Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные  учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории. Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

   Цель  исследования  данной работы: проанализировать и охарактеризовать основные этапы развития педагогики как науки.

   Выбранная тема действительно актуальна. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения. Активно развивается методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.  
 
 

   Глава 1. История и основные этапы развития педагогики 

   1.1 Понятие «педагогика». Общекультовое значение педагогики 

   Возникнув, как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

     «Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение». В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

   В результате, в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание. 2

   Такая потребность возникла, когда у  людей сформировался некоторый  опыт в данной сфере, позволивший  разработать определенные правила  и наставления.

   Педагогика  — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

   Педагоги  ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной  подготовки подрастающего поколения  к жизни и деятельности.

   Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

   Вначале педагогическая мысль  оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

   До  того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование  и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций. 3

   Так, например, известно множество русских  пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а не учение — сухота».

   С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев  жизни ребенка. Атмосфера материнской  любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательно-развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

   Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

   Потягушки, потягушки! А в  ручки хватанушки,

   Поперек толстонушки. А в  роток говорок,

   А в ножки ходонушки. А в головку  разумок.

   Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

   Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими.

   В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

   Однако  наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

   Например, «кормильство»своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5 - 7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

   Другой  институт воспитания и обучения в  Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, т.е. у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

   Институт  «кумовства»трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

   Позже появились институт «мастеров грамоты» одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.

   История развития русского педагогического  самосознания, по П.Ф. Каптереву, выдающемуся  русскому педагогу конца XIX и начала XX в., проходит три периода: церковный, государственный и общественный.

Информация о работе История и основные этапы развития педагогики