История и основные этапы развития педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогатило его и передало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называют педагогикой.
Все мы целена

Содержание

Введение .......................................................................................................... 3-4
Глава 1. История и основные этапы развития педагогики ..................... 5
1.1. Понятие «педагогика». Общекультовое значение педагогики …...………………………………..……………………..… 5-11
1.2. Этапы развития педагогики …………................................. 12-23
Заключение .................................................................................................. 24-26
Список использованных источников и литературы.......................

Работа содержит 1 файл

Педагогика (реферат) - М.С.А..doc

— 133.00 Кб (Скачать)

   Истоки  педагогической мысли как отражение  практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смолятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X - XIII вв. Богата традициями русская педагогическая мысль.

   Как любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся  в рамках конкретных направлений исследования предмета.

   Во-первых, выделяют «бытовое»  значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога», т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

   Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

   В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

   В-четвертых, педагогика представляет собой учебную  дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

   В-пятых, основными категориями педагогики являются воспитание, обучение, образование.

   Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

   Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

   Функция обучения, а в повседневной жизни  скорее воспитания, присуща каждому  человеку независимо от образования  и профессии. Воспитание — это  миссия для родителей и для  каждого гражданина в отношении  молодого поколения.

   В-шестых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

   В-седьмых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.4

   Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.

   Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

   Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

   1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

   2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития, подразделяется на ряд других, предметных (профессионально-технического, высшего образования и др.);

   3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

   4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

   5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.5

   Объединяющим  началом воспитания, обучения и образования  стал педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванова, В.А.Караковского, А.С.Макаренко, М.Монтессори, В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова.

   Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

   Интенсивно  развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы. Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. 

   1.2 Этапы развития педагогики  

   Обособление и формирование педагогики как науки  были вызваны к жизни растущими  потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

   В развитии педагогики можно выделить следующие основные этапы:

  • "стихийная"  педагогика как часть жизни  человека, зарождение основ народной  педагогики (период разложения первобытнообщинного  строя, начало становления государственности);
  • педагогика  как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);
  • педагогика  как искусство, зарождение научных  основ педагогики (средние века);
  • педагогика  как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);
  • экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);
  • новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);
  • современный этап развития педагогики как интегративной  науки.6 

   Многие  века процесс воспитания протекал как  естественный для человеческого  существования и не являлся предметом специального изучения. Потребность передавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества.

   В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

   Позже, по мере усложнения процессов сознательного  изготовления орудий труда, повлекших  за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

   Но  уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали  и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств. В этот же период появляется и термин "педагогика", который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

   Древний мир

   Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.

   Из  античной Греции ведёт своё происхождение  и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

   Из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

   Значительное  место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских  философов и ораторов.

   Демокрит (460 – 370 до н.э.)

   Демокрит  считал, что воспитание ведёт к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

   Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует  природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов V-IV веков до н. э.

   Сократ (469 – 399 до н.э.)

   Платон (427 – 347 до н.э.)

   Аристотель (384 – 322 до н.э.)

   Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

Информация о работе История и основные этапы развития педагогики