Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:58, реферат
Цель данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· рассмотреть аспекты, функции образовательного права;
· охарактеризовать источники образовательного права;
· изучить принципы образовательного права.
Введение
1. Образовательное право: аспекты, функции
2. Источники и принципы образовательного права
2.1 Источники образовательного права
2.2 Принципы образовательного права
Заключение
Библиография
Кроме базовых законов, выделяются:
- профильные, «сегментарные»,
т.е. регулирующие отдельные
- непрофильные
законы, содержащие правовые нормы,
регулирующие отношения в
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
Указы Президента
РФ, среди которых можно выделить
две основные группы: а) указы, принятые
исключительно для
Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).
Нормативные правовые
акты федеральных органов
1) нормативные
правовые акты Министерства
2) нормативные
правовые акты иных
Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации
Особое место
в механизме правового
К первой группе
следует отнести так называемые
общие законы субъектов Российской
Федерации об образовании, в основу
которых положен Закон РФ "Об
образовании". Практически все
республики, входящие в состав Российской
Федерации, разработали на основе федерального
закона и приняли свои законы, предмет
регулирования которых
Вторую группу
образуют законы и иные нормативно-правовые
акты, принятые на уровне субъектов
Российской федерации в развитие
общего закона. В них в качестве
самостоятельного предмета регулирования
взят тот или иной круг вопросов,
регулирование которых на федеральном
уровне недостаточно, по мнению законодателя
субъекта Российской Федерации, для
успешного осуществления
Третья группа
- "экономические законы". Эту
группу образуют законы, в которых
предметом регулирования
Четвертая группа
- достаточно широк круг законов
и иных правовых актов субъектов
Российской Федерации, в которых
устанавливается специальное
К пятой группе
можно отнести законы и правовые
акты по вопросам правового и социального
статуса детей и подростков, установления
законодательных мер помощи отдельным
категориям учащихся и студентов, а
также вопросам социальной и трудовой
адаптации выпускников
Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.
Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.[6]
2.2 Принципы образовательного права
Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.[7]
Принципы образовательного
права остаются неизвестными действующему
законодательству. Вместо них в Законе
РФ «Об образовании» закреплены принципы
государственной политики. В статье
говорится: «Государственная политика
в области образования
1) гуманистический
характер образования,
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность
образования, адаптивность
4) светский характер
образования в государственных
и муниципальных
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
государственно-общественный
Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. [8]
В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.
Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы.
Не может противоречить
конституционным нормам и принципам
и образовательное право. Призванная
обеспечивать реальное действие конституционного
права жителей России на образование,
данная отрасль права органично
переводит положения
Хотя в конкретных
отраслях права применяются практически
все конституционные принципы, однако
в ранг принципов отрасли права
переходят лишь те из них, которые
прямо и непосредственно
Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:
1) общедоступность образования;
2) обязательность основного общего образования;
3) бесплатность
общего, начального профессионального
и на конкурсной основе
4) государственная социальная помощь обучающимся;
5) свобода и
плюрализм в образовании (
6) светский характер образования.
В конечном итоге
современная номенклатура понятий
образовательного права в полной
мере отражает специфику ее предмета
и метода правового регулирования
и позволяет законодателю без
какого-либо труда формулировать
нормативные предписания, способные
полно и всесторонне отразить
специфику регулируемых ими отношений. [9]Для образовательного
права, имеющего собственную теоретическую
основу в виде его принципов и развитой
номенклатуры понятий, характерна своя
структура, т.е. устойчивая система связей
на уровне норм права, объединенных в правовые
институты, которые образуют единое целое
- отрасль.
Заключение
Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов.
Термин «образовательное
право» уже прочно вошел в язык
педагогической и правовой наук, широко
он используется и представителями
юридической и педагогической практики.
«Образовательно-правовая»
Образовательное право - отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании
В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина:
а) образовательное право как комплексная отрасль права;
б) образовательное
право как нормативно-правовой массив
(образовательное
в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»);
Информация о работе Источники и принципы образовательного права