Источники и принципы образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· рассмотреть аспекты, функции образовательного права;
· охарактеризовать источники образовательного права;
· изучить принципы образовательного права.

Содержание

Введение
1. Образовательное право: аспекты, функции
2. Источники и принципы образовательного права
2.1 Источники образовательного права
2.2 Принципы образовательного права
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.98 Кб (Скачать)

Источники и  принципы образовательного права   
 
 

Содержание  

Введение

1. Образовательное  право: аспекты, функции

2. Источники  и принципы образовательного  права

2.1 Источники  образовательного права

2.2 Принципы образовательного  права

Заключение

Библиография   
 
 

Введение

Актуальность  темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

В настоящее  время активно развивается образовательная  политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования  Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при  Президенте России.

Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились  некоторые обнадеживающие тенденции  в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой - российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.

Все это происходит в обстановке отсутствия единого  взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально  существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. [1]Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права - собственного оригинального предмета и метода правового регулирования.

Актуальность  темы контрольной работы в том, что  в настоящее время образовательное  право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению  образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому  предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические  признаки отрасли, о чем идет речь в контрольной работе.

Цель  данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

·  рассмотреть аспекты, функции образовательного права;

·  охарактеризовать источники образовательного права;

·  изучить принципы образовательного права. 

1. Образовательное  право: аспекты,  функции

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования  понимается достижение и подтверждение  им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим  документом. Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право - отрасль  права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании.

Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями  юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности 032700 Юриспруденция она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта.

В самом общем  плане можно выделить следующие  основные значения данного термина:

а) образовательное  право как комплексная отрасль  права;

б) образовательное  право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);

в) образовательное  право как элемент системы  конституционных прав и свобод, в  том числе как элемент системы  международных стандартов прав и  свобод («право на образование»);

г) образовательное  право как элемент образовательных  прав участников образовательных отношений;

д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

е) образовательное  право как актуальное направление  теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных  исследований;

ж) образовательное  право как элемент (сторона) системы  образования в целом. [2]

Образовательное право как комплексная  отрасль права. В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений – главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права.

Образовательное право как синоним  образовательного законодательства. Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России - федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).

Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной  отрасли права, чаще всего выступает  синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком  его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».[3]

Образовательное право как элемент  права на образование. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию.

Образовательное право как учебная  дисциплина. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 032700 Юриспруденция, действующего с 2000 г. (ГОС-2000), учебная дисциплина «Образовательное право» занимает особое место. Вместе с дисциплиной «Теория и методика обучения праву», близость с которой очевидно уже из названий обеих дисциплин, «Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего учителя правовых дисциплин.

Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться  в учебные планы подготовки «классических  юристов, а также в университетские  учебные планы, что совершенно оправдано  и своевременно в условиях модернизации современного российского образования.

Образовательное право как направление  научных исследований. Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей – правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи  законодательства Российской Федерации в области  образования представлены в ст. 4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1"Об образовании".

Задачами законодательства Российской Федерации в области  образования являются:

1) разграничение  компетенции в области образования  между федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления

2) обеспечение  и защита конституционного права  граждан Российской Федерации  на образование;

3) создание правовых  гарантий для свободного функционирования  и развития системы образования  Российской Федерации;

4) определение  прав, обязанностей, полномочий и  ответственности физических и  юридических лиц в области  образования, а также правовое  регулирование их отношений в  данной области. 

2. Источники и принципы  образовательного  права  

2.1 Источники образовательного  права  

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования  отношений в области образования. [4]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

При разработке собственных норм государства ориентируются  не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных  из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая  декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция  о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция  о борьбе с дискриминацией  в области образования (Ст.1)

Другие международные  документы

Федеральное законодательство об образовании

К основным законам  государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие  на всех уровнях образования, устанавливающие  нормативную основу деятельности образовательных  учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной  политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих  закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Информация о работе Источники и принципы образовательного права