Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа
Объектом исследования является педагогический процесс обогащения представлений об окружающем мире, как условия развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Предметом данного исследования является обогащение представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Цель работы: разработка комплекса мероприятий по обогащению представлений у детей подготовительной к школе группы об окружающем мире и экспериментально обосновать их эффективность для развития сюжетно-ролевых игр детей.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. НАУЧНО -ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественныхи зарубеж-ных психологов и педагогов. 6
1.2.Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 9
1.3.Педагогические принципы организации сюжетной игры 14
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЮ-ЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков на этапе констатирующего эксперемента. 17
2.2.Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр на этапе формирующего эксперемента экспере-мента….................................28
а) взрослого,
б) сверстников,
в) тактично отказывается.
20. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное,
б длительное.
Методика диагностирования игры детей
по диагностическому листу № 1
1. Содержание игры
Диагностические показатели приводятся по параметру, связанному с содержанием игры детей. Методика их оценки заключается в том, что цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется в диагностическом листе № 1.
1а. + Замысел игры появляется с помощью взрослого.
1а. - В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.
1б. + Ребенок сам придумал, как будет играть.
2. + Замыслы игр у ребенка разнообразные.
2. - Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.
3. Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ставит количество, то указывается от минимального до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то ее считают за одну.
4. + Игровые задачи разнообразные.
4. - Игровые задачи однообразные.
5а. + Игровые задачи взрослый ставит ребенку.
5б. - Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.
5в. + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи.
5в. - Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.
2. Способы решения детьми игровых задач.
Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: “Ты кто?” Если он не ответит, называет предполагаемую роль: “Ты шофер?” или “Ты мама?”.
О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.
1. Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь попросить у куклы: “Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?”
2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.
3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: “спроси, может быть у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины”.
Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры. В Приложении 2. приводится перечень диагностических показателей по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методика их оценки.
6. + Игровые действия с игрушками разнообразные.
6. - Игровые действия с игрушками однообразные.
7а. + Игровые действия с игрушками развернутые.
7а. - Игровые действия с игрушками обобщенные.
7б. + Игровые действия с игрушками обобщенные.
7б. - Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. Но обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 7б ставится “+”.
8а. + Игровые действия с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.
8а. - Предметы-заместители всегда используют без помощи взрослого, самостоятельно.
8б. + То же.
8б. - Самостоятельно не используют предметы-заместители, требуется помощь взрослого.
9а. + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.
9а. - Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.
9б. + То же.
9б. - Не использует самостоятельно воображаемые предметы.
10. + Ребенок принимает роль взрослого.
10. - Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится “-''.
11. + Ролевые действия разнообразные.
11. - Ролевые действия однообразные.
12. + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.
12. - С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.
13. + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, сверстнику.
13. - Ролевых высказываний нет.
14а.+ Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.
14.б+ Инициатором высказываний является ребенок.
14а, б. - Ролевых высказываний нет.
15а.+ Ребенок вступает в ролевую беседу с взрослым.
15а. - Не вступает в ролевую беседу с взрослым.
15б. + Вступает в ролевую беседу со сверстниками.
15б. - Не возникает ролевой беседы со сверстниками.
16а. + Инициатором ролевой беседы является взрослый.
16б. - То же.
17 + Ролевая беседа интересная.
17 - Ролевая беседа однообразная, то есть играющие обмениваются несколькими фразами, возможно стереотипными.
Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.
Ниже приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре и методику их оценки.
18а. + Ребенок вступает во взаимодействие с взрослым по инициативе взрослого или по собственному желанию.
18а. - Ребенок не вступает во взаимодействие с взрослым.
18б. + Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого, по желанию сверстника, по собственному желанию.
18б. - Не вступает во взаимодействие со сверстниками.
18а, б. - Игра ребенка индивидуальная, следовательно, во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится “-”.
19а. + Ребенок ставит взрослому игровые задачи.
19а. - Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.
19б. + Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.
19б. - Ребенок не ставит игровые задачи сверстникам.
20а. + Принимает поставленные взрослым игровые задачи.
20а. - Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.
20б. + Принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.
20б. - Не принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.
20в. + Умеет тактично отказываться от неинтересной ребенку поставленной игровой задачи.
20в. - Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.
21а, б + или - Определяется длительность взаимодействия.
Конспект развивающего занятия для дошкольников "Какой я?"
Цели:
- уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении
- учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
- исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»
Задачи:
- развитие интереса у детей к оценке и анализу своего поведения;
- формирование навыков рефлексии.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Материалы к занятию:
-Мягкая игрушка «Ежик»
· Изображение «Волшебной лесенки» (помещается на доске) и индивидуальные карточки «Волшебная лесенка»
· Изображение мальчика и девочки
· Цветные кружки
·Цветные карандаши
·Картинки «Придумай историю. Ежик и дождик»
Ход занятия
Вводная часть. «Необычный гость».
Педагог приветствует детей, здоровается.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Он первый раз оказался в школе, ему немножко непривычно стало в новой обстановке, и он решил пока спрятаться в классе и оглядеться вокруг. ( Примечание: до начала занятий психолог спрятал игрушку «Ежик» в классе)
- Я вам прочитаю загадку, а вы попробуете угадать, кто же к нам пришел в гости.
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
- Молодцы! Все угадали. Конечно, это ежик.
- А теперь давайте сыграем в игру «Холодно - горячо».
Ежик, ежик, отзовись.
Ежик, ежик, появись.
По желанию один дошкольник ходит по классу, а психолог дает ему команды: если он идет в правильном направлении, то – горячо; если нет, то – холодно.
- Вот и нашелся долгожданный гость.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о нашем госте.
Дети сообщают, что они знают о ежах (где живут, чем питаются, как зимуют и т.д.), а психолог дополняет и уточняет сведения детей.
Задание «Превратимся в ежиков».
Педагог предлагает детям продемонстрировать, как ежик пыхтит, фырчит, стучит лапками по полу.
.
Основная часть. Какой я?
Ежик к нам пришел по очень важному делу, он не может найти ответ на трудный вопрос: Какой он? Хороший или плохой?
- Давайте ему поможем найти правильный ответ.
Педагог читает сказку М. Веховой «Ежик» и по ходу чтения задает детям вопросы.
Однажды маленький ежик спросил маму:
Какой я? Хороший? Или - плохой?
- Хороший! Хороший! – закричала Лягушка.- Ты мне хлопал в ладоши, когда я спела тебе песню «Ква-Ква».
- Плохой! - проворчала Лиса.- Все лапы о него исколола…
- Не верьте Лисе! Он хороший! Через ручей меня на спине перевез,- сказал Муравей.
Но большая полосатая Оса загудела:
- Плохой! Он меня с цветка на землю стряхнул!
- Неправда, Ежик – хороший! – крякнул Утенок. – Я в траве заблудился, а он меня к воде вывел.
- Ежик плохой! – не согласилась Белка. – Он у меня сушеный гриб утащил!
- Я спал, а ко мне Лиса подкрадывалась. Он ее прогнал! Хороший Ежик! – сказал Зайчонок.
-Он наступил на мою норку, крышу продавил, вот какой он плохой! – пропищала Мышка.
Педагог: - Ребята, кто же из лесных жителей сказал, что ежик хороший?
Ответы: лягушонок, муравей, утенок, зайчонок.
- Почему они утверждают, что он хороший?
-А кто же из лесных жителей сказал, что ежик плохой?
Ответы: лиса, оса, белка, мышка.
- Почему они считают его плохим?
Что же получается: 4 ответа – хороший , 4 ответа – плохой. Какой же все-таки ёжик?
Давайте послушаем, какой же ответ дала ежику его мудрая мама-ежиха.
- А все-таки, какой я? - спросил Ежик маму.
- Когда обижаешь кого-нибудь, плохой, а когда делаешь что-то доброе - хороший, – сказала мама.
И все закричали: - Правильно!
Педагог: вы согласны с маминым ответом?
- Да, согласны.
- Я тоже предлагаю вам подумать над этим вопросом и определить свое отношение к самому себе, как к вам относятся родители, воспитатели в детском саду, учителя на дошкольной подготовке. Поможет нам в этом «Волшебная лесенка»
Задание «Волшебная лесенка».
Каждый ребенок получает индивидуальный бланк с рисунком лесенки, состоящей из 7 ступенек. Педагог вместе с детьми с помощью цветовых сигналов (кружков) обозначает ступеньки лесенки. Начинаем с верхних ступенек.
1 ступенька (красный кружок) – самые хорошие дети.
2 ступенька (розовый кружок) – очень хорошие дети.
3 ступенька (оранжевый кружок) – хорошие дети.
4 ступенька (половина кружка - желтого цвета, а другая половина - голубого)- ни хорошие, ни плохие дети.
5 ступенька (кружок синего цвета) – плохие дети.
6 ступенька (кружок коричневого цвета) – очень плохие дети.
7 ступенька (кружок черного цвета) – самые плохие дети.
Педагог просит детей определить свое место на этой лесенке по следующим позициям:
I .позиция- на какую ступеньку ты сам себя поставишь?
II. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя твои родители?
III. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя воспитатели в детском саду? (если ребенок посещал детский сад)
IV. позиция – на какую ступеньку тебя бы поставила учительница по дошкольной подготовке?
Свой позиционный выбор дети обозначают схематичным рисунком человечка. После каждого выбора педагог в индивидуальном порядке проводит уточнение каждой позиции.