Исследование сюжетно-ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является педагогический процесс обогащения представлений об окружающем мире, как условия развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Предметом данного исследования является обогащение представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Цель работы: разработка комплекса мероприятий по обогащению представлений у детей подготовительной к школе группы об окружающем мире и экспериментально обосновать их эффективность для развития сюжетно-ролевых игр детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. НАУЧНО -ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественныхи зарубеж-ных психологов и педагогов. 6
1.2.Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 9
1.3.Педагогические принципы организации сюжетной игры 14
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЮ-ЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков на этапе констатирующего эксперемента. 17
2.2.Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр на этапе формирующего эксперемента экспере-мента….................................28

Работа содержит 1 файл

кур.раб..doc

— 491.00 Кб (Скачать)

а) взрослого,

б) сверстников,

в) тактично отказывается.

20. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное,

б длительное.



 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика диагностирования игры детей

по диагностическому листу № 1

 

1. Содержание игры

Диагностические показатели приводятся  по параметру, связанному с содержанием игры детей. Методика  их оценки заключается в том, что цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется в диагностическом листе № 1.

1а. + Замысел игры появляется с помощью взрослого.

1а. - В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.

1б. + Ребенок сам придумал, как будет играть.

2. + Замыслы игр у ребенка разнообразные.

2. - Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.

3. Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ставит количество, то указывается от минимального до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то ее считают за одну.

4. + Игровые задачи разнообразные.

4. - Игровые задачи однообразные.

5а. + Игровые задачи взрослый ставит ребенку.

5б. - Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.

5в. + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи.

5в. - Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.

 

2. Способы решения детьми игровых задач.

Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: “Ты кто?” Если он не ответит, называет предполагаемую роль: “Ты шофер?” или “Ты мама?”.

О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.

1. Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь попросить у куклы: “Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк?”

2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.

3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: “спроси, может быть у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины”.

Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры. В Приложении 2. приводится перечень диагностических показателей по параметру, связанному со степенью сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач, и методика их оценки.

6. + Игровые действия с игрушками разнообразные.

6. - Игровые действия с игрушками однообразные.

7а. + Игровые действия с игрушками развернутые.

7а. - Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. + Игровые действия с игрушками обобщенные.

7б. - Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. Но обычно в детских играх сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия, в таком случае в колонках 7а и 7б ставится “+”.

8а. + Игровые действия с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.

8а. - Предметы-заместители всегда используют без помощи взрослого, самостоятельно.

8б. + То же.

8б. - Самостоятельно не используют предметы-заместители, требуется помощь взрослого.

9а. + Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.

9а. - Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.

9б. + То же.

9б. - Не использует самостоятельно воображаемые предметы.

10. + Ребенок принимает роль взрослого.

10. - Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится “-''.

11. + Ролевые действия разнообразные.

11. - Ролевые действия однообразные.

12. + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.

12. - С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.

13. + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, сверстнику.

13. - Ролевых высказываний нет.

14а.+ Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.

14.б+ Инициатором высказываний является ребенок.

14а, б. - Ролевых высказываний нет.

15а.+ Ребенок вступает в ролевую беседу с взрослым.

15а.  -  Не вступает в ролевую беседу с взрослым.

15б. +  Вступает в ролевую беседу со сверстниками.

15б. -   Не возникает ролевой беседы со сверстниками.

16а. +  Инициатором ролевой беседы является взрослый.

16б. -  То же.

17    +  Ролевая беседа интересная.

17   -    Ролевая беседа однообразная, то есть играющие обмениваются несколькими фразами, возможно стереотипными.

Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.

Ниже приводим перечень показателей по параметру, связанному с выяснением взаимодействия детей в игре и методику их оценки.

18а. +  Ребенок вступает во взаимодействие с взрослым по инициативе взрослого или по собственному желанию.

18а. -   Ребенок не вступает во взаимодействие с взрослым.

18б. +  Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого, по желанию сверстника, по собственному желанию.

18б. -   Не вступает во взаимодействие со сверстниками.

18а, б. - Игра ребенка индивидуальная, следовательно, во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится “-”.

19а.  +  Ребенок ставит взрослому игровые задачи.

19а.  -   Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.

19б.  +  Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.

19б.  -   Ребенок не ставит игровые задачи сверстникам.

20а.  +  Принимает поставленные взрослым игровые задачи.

20а.  -   Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

20б.  +  Принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20б.  -   Не принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.

20в.  +  Умеет тактично отказываться от неинтересной ребенку поставленной игровой задачи.

20в.  -   Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.

21а, б + или - Определяется длительность взаимодействия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект  развивающего  занятия для дошкольников "Какой я?"

Цели:

- уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении

- учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
- исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»

Задачи:

- развитие интереса у детей к оценке и анализу своего поведения;
- формирование навыков рефлексии.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Материалы к занятию:

-Мягкая игрушка «Ежик»

· Изображение «Волшебной лесенки» (помещается на доске) и индивидуальные карточки «Волшебная лесенка»

· Изображение мальчика и девочки

· Цветные кружки

·Цветные карандаши

·Картинки «Придумай историю. Ежик и дождик»

Ход занятия

Вводная часть. «Необычный гость».

Педагог приветствует детей, здоровается.

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Он первый раз оказался в школе, ему немножко непривычно стало в новой обстановке, и он решил пока спрятаться в классе и оглядеться вокруг. ( Примечание: до начала занятий психолог спрятал игрушку «Ежик» в классе)

- Я вам прочитаю загадку, а вы попробуете угадать, кто же к нам пришел в гости.

На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.

- Молодцы! Все угадали. Конечно, это ежик.

- А теперь давайте сыграем в игру «Холодно - горячо».

Ежик, ежик, отзовись.
Ежик, ежик, появись.

По желанию один дошкольник ходит по классу, а психолог дает ему команды: если он идет в правильном направлении, то – горячо; если нет, то – холодно.

- Вот и нашелся долгожданный гость.

- Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о нашем госте.

Дети сообщают, что они знают о ежах (где живут, чем питаются, как зимуют и т.д.), а психолог дополняет и уточняет сведения детей.

Задание «Превратимся в ежиков».

Педагог предлагает детям продемонстрировать, как ежик пыхтит, фырчит, стучит лапками по полу.

.

Основная часть. Какой я?

Ежик к нам пришел по очень важному делу, он не может найти ответ на трудный вопрос: Какой он? Хороший или плохой?

- Давайте ему поможем найти правильный ответ.

Педагог читает сказку М. Веховой «Ежик» и по ходу чтения задает детям вопросы.

Однажды маленький ежик спросил маму:

Какой я? Хороший? Или - плохой?

- Хороший! Хороший! – закричала Лягушка.- Ты мне хлопал в ладоши, когда я спела тебе песню «Ква-Ква».

- Плохой! - проворчала Лиса.- Все лапы о него исколола…

- Не верьте Лисе! Он хороший! Через ручей меня на спине перевез,- сказал Муравей.

Но большая полосатая Оса загудела:

- Плохой! Он меня с цветка на землю стряхнул!

- Неправда, Ежик – хороший! – крякнул Утенок. – Я в траве заблудился, а он меня к воде вывел.

- Ежик плохой! – не согласилась Белка. – Он у меня сушеный гриб утащил!

- Я спал, а ко мне Лиса подкрадывалась. Он ее прогнал! Хороший Ежик! – сказал Зайчонок.

-Он наступил на мою норку, крышу продавил, вот какой он плохой! – пропищала Мышка.

Педагог: - Ребята, кто же из лесных жителей сказал, что ежик хороший?

Ответы: лягушонок, муравей, утенок, зайчонок.

- Почему они утверждают, что он хороший?

-А кто же из лесных жителей сказал, что ежик плохой?

Ответы: лиса, оса, белка, мышка.

- Почему они считают его плохим?

Что же получается: 4 ответа – хороший , 4 ответа – плохой. Какой же все-таки ёжик?

Давайте послушаем, какой же ответ дала ежику его мудрая мама-ежиха.

- А все-таки, какой я? - спросил Ежик маму.

- Когда обижаешь кого-нибудь, плохой, а когда делаешь что-то доброе - хороший, – сказала мама.

И все закричали: - Правильно!

Педагог: вы согласны с маминым ответом?

- Да, согласны.

- Я тоже предлагаю вам подумать над этим вопросом и определить свое отношение к самому себе, как к вам относятся родители, воспитатели в детском саду, учителя на дошкольной подготовке. Поможет нам в этом «Волшебная лесенка»

Задание «Волшебная лесенка».

Каждый ребенок получает индивидуальный бланк с рисунком лесенки, состоящей из 7 ступенек. Педагог вместе с детьми с помощью цветовых сигналов (кружков) обозначает ступеньки лесенки. Начинаем с верхних ступенек.

1 ступенька (красный кружок) – самые хорошие дети.
2 ступенька (розовый кружок) – очень хорошие дети.
3 ступенька (оранжевый кружок) – хорошие дети.
4 ступенька (половина кружка - желтого цвета, а другая половина - голубого)- ни хорошие, ни плохие дети.
5 ступенька (кружок синего цвета) – плохие дети.
6 ступенька (кружок коричневого цвета) – очень плохие дети.
7 ступенька (кружок черного цвета) – самые плохие дети.

Педагог просит детей определить свое место на этой лесенке по следующим позициям:

I .позиция- на какую ступеньку ты сам себя поставишь?

II. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя твои родители?

III. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя воспитатели в детском саду? (если ребенок посещал детский сад)

IV. позиция – на какую ступеньку тебя бы поставила учительница по дошкольной подготовке?

Свой позиционный выбор дети обозначают схематичным рисунком человечка. После каждого выбора педагог в индивидуальном порядке проводит уточнение каждой позиции.

Информация о работе Исследование сюжетно-ролевых игр