Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа
Объектом исследования является педагогический процесс обогащения представлений об окружающем мире, как условия развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Предметом данного исследования является обогащение представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Цель работы: разработка комплекса мероприятий по обогащению представлений у детей подготовительной к школе группы об окружающем мире и экспериментально обосновать их эффективность для развития сюжетно-ролевых игр детей.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. НАУЧНО -ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественныхи зарубеж-ных психологов и педагогов. 6
1.2.Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 9
1.3.Педагогические принципы организации сюжетной игры 14
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЮ-ЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков на этапе констатирующего эксперемента. 17
2.2.Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр на этапе формирующего эксперемента экспере-мента….................................28
Анализируя наблюдение за игрой детей, стоит отметить тот факт, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома».
Сергей. Я — дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.
Вова. Давай отнесем Аленку в ясли.
Антон. А кто там с ней будет?
Сергей. Воспитатель. (Берет куклу Аленку и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).
Сергей. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.
Вова. Ты принес Аленку? Будем сейчас ужинать.
Антон. У меня уже все готово, давайте ужин Аленке (ставит на стол тарелку с едой).
Все поели, благодарят дедушку: «Спасибо, дедушка!»
Сергей. Я в магазин пойду, что-то куплю Аленке.
Антон. Я пойду куплю телевизор. (Взял кубик, прикрепляет к нему «детали» от телевизора). Готов!
Вова. Выключи телевизор, дочке спать пора.
Наиболее популярными у детей обеих групп по - прежнему, оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.
Многие дети контрольной группы называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20 % детей выделяли правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могли придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делали то, что по роли делать нельзя. Интересно, что не все дети умели пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети контрольной группы не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.
Дети экспериментальной группы нередко использовали в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводили роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).
Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.
Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.
Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков отражена на рисунке 2 и 3.
Рис. 2 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы
Рис. 3 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей контрольной группы
Как видно из гистограмм, в экспериментальной группе произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. А именно, двое детей Денис и Антон, улучшили свои результаты до высокого уровня сформированности. Двое детей поднялись с уровня ниже среднего до среднего уровня. Трое детей, по–прежнему остались на прежних уровнях сформированности.
В контрольной группе изменения в уровне произошли, лишь у одного ребенка. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос обогащения представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 14 детей подготовительной группы навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс мероприятий по обогащению детей экспериментальной группы представлений об окружающей жизни.
Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, но эти изменения не значительные. Данный факт говорит, о том, что исследовательская работа проходила в слишком малые сроки.
Итак, развитие сюжетных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний на занятиях, развития сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников подготовительной к школе группы будет более успешным при соблюдении определенных условий, подтвердилась.
Список литературы
1. Белая, К . Ю. О нетрадиционных формах работы / Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.
2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. / З.М. Богуславская, – М.: Просвещение, 1991-207с.
3. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов/ Л. А. Венгер, – М., 2005. -127с.
4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников./ В. Я. Воронова, – М., 2004. -144с.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, – М., 20001. -211с.
6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре./ Р. И. Жуковская, – М., 1999. -305с.
7. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду./ Р. И. Жуковская, – М., 2000. -87с.
8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / Р. И. Жуковская, – М., 2000. -142.
9. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях / А. В. Запорожец, Сб. научных трудов. – М., 2003. -321.
10. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста./ Р. А. Иванкова, – М., 2002 – 156с
11.Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000-57с.
12. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1998 – 174с
13. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т .В. Антонова, Л .В. Артемова и др. / Под общей редакцией . С. А. Новоселовой. – М., 2005 -121с
14. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под общей редакцией Н. Я . Михайленко, – М., 1999-327с
15. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р. А. Иванкова, – М., 2002 –187с
16. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования каждого / Г. М. Коджаспирова, – М: Просвещение, 1998. - 156с
17. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка./ Е. А. Коссаковская - М.: Просвещение, 12005 -64с
18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика./ С. А. Козлова, Т. А. Куликова, – М., 2000-405с
19. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса / И. Н. Курочкина, – 2001. – 190с
20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев, М., «Мозайка — Синтез», 2006. – 52с
21. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая, – М:Просвещение, 2992 -145с
22. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре./ Д. В. Менджерицкая - М.: Просвещение, 1997-175с
23. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду./ Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 1997-127с
24. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание – 1989- №4-23-29
25. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л .А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Дошкольное образование в России. – М., 1993-87с
26. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под общей редакции. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. – М., 1999 -145c
27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под общей редакцией М. А. Васильева. – М., 2006 -236с
28. Усова А. П . Роль игры в воспитании детей / Под общей редакцией А. В. Запорожца. – М., 2001 -327с
29. Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под общей редакцией Т. А. Куликовой. – М.,2000 - 143с
30. Эльконин Д. Б. Психология игры./ Д. Б. Эльконин – 2-е изд. – М: Просвещение, 2000 -300с
Диагностический лист по определению уровня развития игры детей № 1
Показатели развития игры
Имена детей
Содержание игры
1. Замысел игры появляется:
а) с помощью взрослого
б)самостоятельно
2. Разнообразие замыслов.
3. Количество игровых задач.
4. Разнообразие игровых задач.
5. Самостоятельность при постановке игровых задач:
а) ставит взрослый,
б) с помощью взрослого,
в) самостоятельно.
6. Разнообразие игровых действий с игрушками.
7.Степень обобщенности игровых действий с игрушкми:
а) развернутые,
б) обобщенные.
8. Игровые действия с предметами-заместителями:
а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно.
9.Принимает роль.
10. Разнообразие ролевых действий.
11. Выразительность ролевых действий.
12. Наличие ролевых высказываний.
13. Ролевые высказывания возникают по инициативе:
а) взрослого,
б) ребенка.
14. Ролевая беседа возникает:
а) с взрослым,
б) со сверстником.
15. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого,
б) ребенка.
16. Содержательность ролевой беседы.
Взаимодействия детей в игре.
17. Вступает во взаимодействие:
а) с взрослым,
б) со сверстниками.
18. Ставит игровые задачи:
а) взрослому,
б) сверстникам.
19. Принимает игровые задачи от: