Исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контесте гендерной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1Мотив как психологическая категория 1.2 Гендерные особенности дошкольников. 1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.
2.1 Отбор и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.
2.2 Оценка уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

У девочек  рисунки ярче и с большим количеством  мелких деталей. Все, о чем говорил  учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее [3].                                    У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) [8].                                                              Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания [1].                                                                                                                  У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях [3].                                                                                    Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее) [8].

В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки  в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас [9].

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую [3].

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее  терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и  усердие [7].

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные  вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят  подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны  к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее  охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность  в простых житейских делах, у  них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни [4].

Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, я считаю, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении.

1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.        В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь  на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении  и признании их возможностей со стороны  взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской  самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие  детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает  их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию  самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или  принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить  свой замысел, оценить полученный результат  с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного  овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей  формой самостоятельности детей  является творчество. Задача воспитателя  – пробудить к нему интерес. Этому  способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной  деятельности, в ручном труде, а также  словесное творчество. Все это  – обязательные элементы образа жизни  старших дошкольников в детском  саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает  проблема самостоятельного определения  замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу  коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов  старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни  детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять  интерес к будущему школьному  обучению. Перспектива школьного  обучения создает особый настрой  в группе. Интерес к школе развивается  естественным путем: в общении с  воспитателем, через встречи с  учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые  игры на школьную тему. Главное –  связать развивающийся интерес  детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением  роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель  стремится развить внимание и  память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.

Организованное  обучение осуществляется у старших  дошкольников преимущественно в  форме подгрупповых занятий и  включает занятия познавательного  цикла по математике, подготовке к  освоению грамоты, по ознакомлению с  окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических  способностей. В самостоятельной  деятельности, в общении воспитателя  с детьми создаются возможности  для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием  полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая  в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Важным  показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение  к себе и другим. Положительное  представление о своем возможном  будущем облике впервые позволяет  ребенку критически отнестись к  некоторым своим недостаткам  и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

В организации процесса воспитания сохраняются две тенденции. Одна из них – нисходящая: от подражания взрослому к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя со взрослыми чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности с ними, ребенок приобщается к ценностям взрослых людей. Другая тенденция – восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в желании ребенка быть, с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с другой стороны, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, признаваться ими.  
Таким образом, ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
 

Глава 2. Экспериментальная  работа по исследованию школьной мотивации  у старших дошкольников.

Информация о работе Исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контесте гендерной психологии