Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1Мотив как психологическая категория 1.2 Гендерные особенности дошкольников. 1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.
2.1 Отбор и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.
2.2 Оценка уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.
Заключение
Список использованной литературы
У девочек
рисунки ярче и с большим количеством
мелких деталей. Все, о чем говорил
учитель, присутствует: и фигурные окна,
и фонтаны, и деревья, и необычные
цветовые решения. У мальчиков почти каждый
рисунок – новое, неожиданное принципиальное
решение: дом – космический корабль, дом,
стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной
лианой с огромными прекрасными цветами
(и это тоже мальчики!) и так далее [3].
В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас [9].
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую [3].
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие [7].
Мальчиков
обычно интересуют самые разнообразные
вопросы и проблемы, порой далеко
выходящие за рамки окружающей действительности
(дальние страны, загадочные явления,
необыкновенные происшествия и т. п.).
Они предпочитают точные науки, увлекаются
техникой, физкультурой и спортом, любят
подвижные игры, многие охотно занимаются
физическим трудом, более склонны
к преобразующей деятельности. Вместе
с тем они довольно часто менее
охотно занимаются самообслуживанием,
нередко проявляют
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, я считаю, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении.
1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь
на характерную для старших
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель
старается разнообразить
Важным
показателем самосознания детей 5–6
лет является оценочное отношение
к себе и другим. Положительное
представление о своем
В организации
процесса воспитания сохраняются
две тенденции. Одна из них – нисходящая:
от подражания взрослому к собственному
поведению. Обретая в контакте со взрослыми
представления о необходимых результатах
человеческой деятельности, разделяя
со взрослыми чувства, рождающиеся в общении
и совместной деятельности с ними, ребенок
приобщается к ценностям взрослых людей.
Другая тенденция – восходящая: от рождающихся
в самой деятельности ребенка представлений,
намерений, эмоций к рождению мотивов
более высокого уровня, которые оцениваются
взрослыми. Потребность быть субъектом,
чувствовать себя активной личностью
проявляется в желании ребенка быть, с
одной стороны, непохожим на других, уникальным,
самостоятельным, делать «по-своему» и,
с другой стороны, быть значимым для других
людей, эмоционально созвучным с ними,
участвовать в их жизни, признаваться
ими.
Таким образом, ориентация на свою значимость
для других дает ребенку возможность полноценно
участвовать в совместных делах, содействует
приобщению к ценностям и средствам человеческой
жизнедеятельности.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.