Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1Мотив как психологическая категория 1.2 Гендерные особенности дошкольников. 1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.
2.1 Отбор и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.
2.2 Оценка уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.
Заключение
Список использованной литературы
Дипломная работа
Тема: «исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контесте гендерной психологии»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Группы ПП
Цыбанева А.П.
Научный руководитель:
Чернова
М.А.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1Мотив как психологическая категория
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.
2.1 Отбор и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.
2.2 Оценка уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Детский сад - первая
и ответственная ступень. Понимание
педагогами значимости и сущности целенаправленной
подготовки детей к школе играет
особую роль. Поступление ребёнка
в школу является переломным моментом
в его жизни – он вступает в
новый тип отношений с
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Это ответственное отношение к школе и учёбе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В отечественной
психологии установлено, что любые
психические свойства и способности
складываются лишь в ходе той деятельности,
для которой они необходимы. Поэтому
качества, требующиеся школьнику, не
могут сложиться вне процесса
школьного обучения. Следовательно,
психологическая готовность к школе
заключается не в том, что у
ребёнка оказывается уже
Главным условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующиеся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему.
Проблема
развития мотивационной готовности
к школьному обучению у мальчиков
и девочек (гендерный подход) относится
к числу малоразработанных.
Предмет: исследование школьной мотивации старших дошкольников.
Гипотеза: мотивация
старших дошкольников к школьному
обучению исследуется как образование
взаимодействующих компонентов, различающихся
особенностями организации
Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме мотивации дошкольника к обучению в школе.
2. Дать определение мотивационной сферы и раскрыть ее компоненты;
3. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить гендерные особенности старших дошкольников.
5. Подобрать исследовательский материал для изучения школьной мотивации старших дошкольников.
6. Провести сравнительный анализ мотивации мальчиков и девочек к школьному обучению;
7. Разработать практические рекомендации для родителей старших дошкольников
Методами исследования выступили:
– анализ психолого-педагогической литературы;
– наблюдение, беседа;
– тест
Дипломная работа состоит из двух глав.
Первая глава – теоретический анализ проблемы мотивации старших дошкольников к обучению в школе.
Вторая глава
– экспериментальное
Исследование проводилось на базе Детского сада №64 г.Ставрополя.
В исследовании принимала участие группа из человек, мальчиков и девочек.
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория
Мотив, по мнению Л.Д.Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [3]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1.совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
2.процесс образования,
формирования мотивов,
За любым поступком
человека всегда кроются определенные
цели, желания, за конфликтом – столкновение
несовместимых желаний
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать своё нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чём- либо. Потребности можно разделить по происхождению и предмету [26 ].
Выделяют классификацию потребностей:
1) первичные, витальные (врождённые, биологические) потребности в пище, воде, сне, отдыхе, сексуальные потребности, потребность в самозащите, родительские.
Эти естественные
потребности имеют общественно-
2) культурные, приобретённые
потребности имеют
Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
- с возникновением
потребности в чем-то, сопровождаемый
эмоциональным беспокойством,
- осознание мотива
ступенчато: вначале осознается, в
чем причина эмоционального
- реализуется
энергетический компонент
К осознанным мотивам
относят интересы, желания, убеждения;
их побудительная сила велика, особенно
убеждений – они способны управлять
поведением и жизнью человека, даже
превышать инстинкты
Психологи отмечают важное место в психологическом анализе деятельности мотиву. Немотивированной деятельности не может быть [26]. Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Когда речь идет о мотивах деятельности человека (его поведения в целом), то имеется в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, причина его поведения. Деятельность можно определить как совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
В современной
психологической литературе существует
несколько концепций
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:
а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;