Исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контесте гендерной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1Мотив как психологическая категория 1.2 Гендерные особенности дошкольников. 1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.
2.1 Отбор и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.
2.2 Оценка уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Дипломная работа

  Тема: «исследование школьной мотивации у детей  старшего дошкольного  возраста в контесте гендерной психологии»

  Выполнила:

  Студентка 5 курса

  Группы  ПП

  Цыбанева А.П.

  Научный руководитель:

  Чернова М.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание

  Введение

  Глава 1. Теоретические  основы развития мотивационной сферы  старших дошкольников

      1.1Мотив как психологическая категория                                                                              1.2 Гендерные особенности дошкольников.                                                                         1.3. Возростные особенности детей старшего дошкольного возраста.

 Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию школьной мотивации у старших дошкольников.

  2.1 Отбор  и анализ исследовательского инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников.

  2.2 Оценка  уровня развития мотивов у старших дошкольников к школьному обучению.

  Заключение

  Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание  педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка  в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в  новый тип отношений с окружающими  людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью  была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Психологическая готовность к обучению в школе  является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в детском  саду. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет  к ребёнку. Это ответственное  отношение к школе и учёбе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

В отечественной  психологии установлено, что любые  психические свойства и способности  складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому  качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе  заключается не в том, что у  ребёнка оказывается уже сформированные сами эти качества, а в том, что  он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Задача выявления содержания готовности к обучению в школе - это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Главным условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.

Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующиеся  к концу дошкольного детства  общее желание детей поступить  в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника  и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему.

Проблема  развития мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков  и девочек (гендерный подход) относится к числу малоразработанных.                                                                                                                 Этим вопросам и отводится основное внимание в дипломной работе. Актуальность этой проблемы определила тему моей дипломной работы «Исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контексте гендерной психологии».                                                                                     Объектом исследования является мотивация детей к школьному обучению.

Предмет:  исследование школьной мотивации старших дошкольников.

Гипотеза: мотивация  старших дошкольников к школьному  обучению исследуется как образование  взаимодействующих компонентов, различающихся  особенностями организации мозга  мальчиков и девочек.

Цель исследования: Исследование школьной мотивации старших  дошкольников с учетом типологических различий мальчиков и девочек.

Задачи:

1.  Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме мотивации дошкольника к обучению в школе.

2.  Дать определение мотивационной сферы и раскрыть ее компоненты;

3.  Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;

4. Изучить гендерные особенности старших дошкольников.

5.  Подобрать исследовательский материал для изучения школьной мотивации старших дошкольников.

6.  Провести сравнительный анализ мотивации мальчиков и девочек к школьному обучению;

7.  Разработать практические рекомендации для родителей старших дошкольников

Методами исследования выступили:

– анализ психолого-педагогической литературы;

– наблюдение, беседа;

– тест

Дипломная работа состоит из двух глав.

Первая глава  – теоретический анализ проблемы мотивации старших дошкольников к обучению в школе.

Вторая глава  – экспериментальное исследование мотивации старших дошкольников к обучению в школе в сравнении  мальчиков и девочек.

Исследование  проводилось на базе  Детского сада №64 г.Ставрополя.

В исследовании принимала участие группа из  человек, мальчиков и  девочек.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной  сферы старших  дошкольников

1.1 Мотив как психологическая  категория

Мотив, по мнению Л.Д.Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [3]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация»  в современной психологии обозначаются как минимум два психических  явления:

1.совокупность  побуждений, вызывающих активность  индивида и определяющую её  активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2.процесс образования,  формирования мотивов, характеристика  процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность  на определенном уровне.

За любым поступком  человека всегда кроются определенные цели, желания, за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров  по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнём: если препятствия к удовлетворению разнообразных  желаний - истоки, первопричина конфликтов, то «тяжёлый характер», «плохое самочувствие», настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения  их предполагающие и провоцирующие  факторы, катализаторы. Именно они определяют, как конфликт возникнет и насколько  он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями  подразумевают стремление к тем  условиям, без которых невозможно поддерживать своё нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чём- либо. Потребности можно разделить по происхождению и предмету [26 ].

Выделяют классификацию  потребностей:

1) первичные,  витальные (врождённые, биологические)  потребности в пище, воде, сне,  отдыхе, сексуальные потребности,  потребность в самозащите, родительские.

Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит своё выражение  в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда  и применяются исторически сложившиеся  в данной общественной среде способы  и приёмы, т.е. все потребности  социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретённые  потребности имеют общественный  характер по природе своего  происхождения, они формируются  под влиянием воспитания в  обществе. Среди культурных потребностей  выделяют материальные и духовные. К духовным относят потребность  в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность  в деятельности, эстетические потребности,  потребность осознать смысл своей  жизни.

Мотивы поведения  человека и цели поведения могут  не совпадать: одну и ту же цель можно  ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

Мотив имеет  сложную внутреннюю структуру:

- с возникновением  потребности в чем-то, сопровождаемый  эмоциональным беспокойством, неудовольствием,  начинается мотив;

- осознание мотива  ступенчато: вначале осознается, в  чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для  существования в данный момент, затем осознается объект, который  отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается возможность достичь желаемого с помощью каких действий, каким образом;

- реализуется  энергетический компонент мотива  в реальных поступках. Мотив  может быть не осознанным, если  осознание потребности не вполне  соответствует подлинной нужде,  вызывающий неудовлетворение, т.е.  человек не знает подлинной  причины своего поведения. К  неосознанным мотивам относят:  влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанным мотивам  относят интересы, желания, убеждения; их побудительная сила велика, особенно убеждений – они способны управлять  поведением и жизнью человека, даже превышать инстинкты самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть) [33 ].

Психологи отмечают важное место в психологическом  анализе деятельности мотиву. Немотивированной деятельности не может быть [26]. Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Когда речь идет о мотивах деятельности человека (его поведения в целом), то имеется  в виду некоторые субъективно  переживаемые побуждения деятельности. Для субъекта мотив выступает  как непосредственная побудительная  сила, причина его поведения. Деятельность можно определить как совокупность действий, которые вызываются одним  мотивом.

В современной  психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи  мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них – теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом  межличностного восприятия причин и  мотивов поведения других людей  и развитие на этой основе способности  предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет  свое поведение не так, как он объясняет  поведение других людей;

Информация о работе Исследование школьной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в контесте гендерной психологии