Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:06, реферат
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурно — созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения.
Введение
Глава 1 Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на воспитание психофизических качеств, применяются в строго определенной последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную активность ребенка на прогулке.
В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.
Формирование умений и навыков в процессе обучения различным видам движений осуществляется в непрерывном единстве с воспитанием физических качеств.
Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.
Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке. [4, с.28]
Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как «комплекс функциональных свойств чедовека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок.
Как психофизическое качество, быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальной для данных условий отрезов времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления.
Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений.
Различаются реакции простые и сложные. Простая реакция выражается в ответе уже заранее известным движением на тоже заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, для детей в игре «Перебежки» сигнал «Беги!»). Сложная реакция —это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Для детей дошкольного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при. игре в мяч, переброске мяча друг другу, через сетку и т. п.).
Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е. Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения-прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом.
В занятиях и игровой деятельности используется-бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.). [33, с.23]
Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В, них, выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущегося предмета («ловишки») с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
По мнению Н. Бернштейна, ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: 1) правильно (т.е. адекватно и точно); 2) быстро (т.е. скоро и споро); 3) рационально (т.е. целесообразно и экономично); 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно).
В качестве методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие:
• использование упражнений с необычными исходными положениями;
• зеркальное выполнение упражнений;
• изменение скорости и темпа движений;
• варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
• усложнение упражнений дополнительными движениями.
Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.
У ребенка воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движение. Ловкость, является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).
Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т. д., а также метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок. [4, с.18]
При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию движения и внимания, например игры "Зоопарк", "Игрушки" и др., а также общеразвивающие упражнения "Поспеши, но не ошибись" и т.д.
Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как "Старая лапта", "Летучий мяч", "Запрещенное движение", "Тень", "Фокины дети", "Зеркало", относящиеся к "школе мяча".
Для совершенствования ловкости целесообразны задания на лучшее выполнение упражнений с предметами — скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п. Полезны совместные упражнения вдвоем, небольшой группой — с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.
Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Сила — способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Проявление силы обусловливается в первую очередь силой и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата (А. Н. Крестовников). [34, с.56]
В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма — слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой, преобладание тонуса мышц-сгибателей. Поэтому упражнения на постепенное развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (общеразвивающие упражнения). Тщательный отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице), определяемое «возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки» (Е. Н. Вавилова). [15, с.64]
В процессе выполнения прыжков, бега (на 30 м), метания (на дальность) ребенку необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу — сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.
Для развития этих качеств, по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.
Гармоничному развитию мышечной силы, координации движений, функциональному совершенствованию деятельности дыхательных мышц и соответственно функции внешнего дыхания способствуют упражнения с набивными мячами. Чередование быстрого сокращения мышц при броске и расслабление после выпачнения движения способствуют совершенствованию нервно-мышечной регуляции, развитию мышц и тем самым скоростно-силовых качеств.
При проведении общеразвивающих упражнений следует шире использовать набивные мячи по мере того, как дети овладевают соответствующими их возрасту упражнениями без отягощения (например, поднимание мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседания с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). По мере освоения детьми этих упражнений они могут применяться в подвижных играх и спортивных упражнениях на прогулках.
Выносливость — способность противостоять утомлению в ка-какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (Д. Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует развитию других качеств, что требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил.
•Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Каждый ребенок индивидуален.
Своевременная и углубленная диагностика физической подго-товленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.
На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномер-ности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении про-граммы, наметить педагогические приемы, способствуюшие опти-мизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:
- степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных ифах и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
— умение активно участвовать в разных видах двигательной дея-тельности, самостоятсльно использовать свой арсенал движений в различных условиях;
— развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, ко-ординационных особенностей;
— общая двигательная активность ребенка в течение всего вре-мени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей закладывает хороший фундамент общей физической подготовленности и гармоничного развития на важном этапе — подготовки детей к обучению в школе. [35, с.9]
При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.
Для этой цели можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью.
Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Их подбор зависит от знаний педагогом методики проведения того или иного теста, условий ДОУ, наличия региональных стандартов по нему. Далее мы предлагаем перечень таких тестов. данные тесты были использованы в начале эксперимента и в конце.
Информация о работе Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста