Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:06, реферат
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурно — созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения.
Введение
Глава 1 Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
1.2 Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами
1.3 Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
В связи с этим используются: наглядные методы, обеспечивающие яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей; словесные методы, обращенные к сознанию детей, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практические методы, связанные с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно – моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.
Одной из разновидностей практических методов является игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно – образного и наглядно–действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
В процессе игровых действий у детей формируется морально- волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. [5,с.238]
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции ребенка на сигналы типа "Лови!", "Беги!", "Стой!".
Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.
В рамках действий по правилам остается достаточный простор для личной инициативы детей. Правила игр приучают к действиям на основе общих положений, а не по частным указаниям и инструкциям. В последнем случае любая инициатива и самостоятельность исключается; в первом случае возможно свободное развитие индивидуальных способностей. Ребенок должен выбрать двигательное действие или способ его выполнения, который позволит успешно решать двигательную задачу за наименьшее время, с меньшей затратой сил; при этом средство и способ достижения положительного результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со складывающейся обстановкой. В ходе игры у ребенка может возникнуть новое решение и новый прием, неизвестный ему до этого. Это происходит за счет способности коры больших полушарий под влиянием второй сигнальной системы осуществлять образование новых форм движения из имеющихся элементов двигательных навыков, отдельных движений, приобретенных в процессе прямого обучения.
Играющие должны строго и точно соблюдать правила игры, к ним они должны относиться сознательно и ответственно, как к закону. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определенную роль, устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.
Одна из характерных особенностей подвижных игр - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата - выигрыша. [6, с.52]
Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.
Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания. В игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия. Для ребенка в игре самое главное - не попасться водящему: нередко действия играющего оцениваются по тому, попался он ловишке или нет. Если ребенок правильно выполнил основные движения, но ловишка успел его запятнать, он все равно проиграл. Неправильное, но быстрое выполнение движения зачастую приносит успех, поэтому ребенка может не заинтересовать точность осуществления двигательного действия. Частые замечания по поводу неточно выполненных основных движений снижают интерес к игре, лишают ее занимательности.
Отмечая назначение подвижных игр в физическом образовании, П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увертыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания игру используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятии в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств. [5, с.238]
Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.
Представляя собой комплексы естественных движений разного типа и в различных сочетаниях, подвижные игры отличаются богатством интеллектуального содержания: они требуют от играющих сообразительности, широкой ориентировки в пространстве. Преодоление возникших в игре трудностей также связано с мыслительной деятельностью, т.е. необходимостью анализа создавшейся ситуации, принятия оперативного решения двигательных задач. Овладение общественно-историческим опытом эффективных действий в неожиданных ситуациях с учетом индивидуальных особенностей позволяет достигать хороших результатов детям, уступающим ловишке в уровне владения движением и степени развития физических качеств.
Условия выполнения двигательных действий в подвижной игре не остаются постоянными, они часто меняются. Необходимость немедленного реагирования на неожиданное изменение обстановки требует доведения двигательных навыков до такой стадии, когда они выполняются автоматически. Только тогда ребенок имеет возможность сосредоточить внимание на условиях выполнения. Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами игры, ребенок должен менять свое поведение, а это требует применения ранее выработанного двигательного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке. Игровая обстановка учит детей выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и быстроты выполнения позволяет достигнуть успеха.
Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
В подвижных играх, как подчеркивала А. Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. [7, с.112]
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т.д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов. [8, с.47]
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
К практическим методам относится также соревновательный метод. В процессе обучения детей дошкольного возраста он может применятся при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания в борьбе за первенство). Обязательное условие соревнования – соответствие его физическим силам детей, воспитание морально – волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованию.
При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально – волевых черт личности.
Помимо указанных методов в процессе физического воспитания детей используются методы проблемного обучения и воспитания, которые применяются при словесном, наглядном и практическом руководстве детьми. При использовании методов проблемного обучения перед детьми ставится конкретная задача, которую они решают самостоятельно.
Методы проблемного обучения применяются в старших группах, когда дети приобретают уже некоторые знания в области физкультуры, овладевают определенным запасам двигательных умений и навыков, умеют самостоятельно упражняться и играть.
В процессе обучения детей двигательным действиям воспитатель пользуется комплексом различных практических приемов взаимосвязанных с наглядностью и словом. Он демонстрирует выполнение упражнений, отдельных ролей в подвижных играх, роли водящего, стимулирует детей к участию в соревновании, увлекая задачей и показывая пример: кто лучше, кто скорее, кто правильнее выполнит двигательное задание; он выполняет при соревновании роль судьи, капитана команды в целях демонстрации и способов действий, поведения, принимаемых в справедливых решений в отношении играющих (Л.М.Коровина). [7 с.73]
Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
П.Ф. Лескафт писал: « В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».
Это положение подтверждается работами педагогов (М.М.Конторович, Л.И.Михайлова, А.И.Быкова, Д.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.Н.Кильпио, Э.Я. Степаненкова, С.Я.Лайзане и др.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду. [5, с.342]
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение. [9, с.18]
Информация о работе Исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста