Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:12, реферат
Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.
Введение …………………………………………………………………………….….. 3
Теоретические основы исследования процесса мышления
умственно отсталых младших школьников
1.1. Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход
развития форм мыслительной деятельности ………………………….……….. 4
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме …..... 10
1.3. История изучения, определение понятия, причины нарушений
интеллектуального развития у детей ………………………………………..……. 13
1.4. Особенности формирования мыслительной деятельности детей
младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости ……. 16
Заключение ………………………………………………………………………….... 21
Литература
Сравнение требует
В ряде случаев школьники
18
В русской специальной
В исследованиях физиологов и психологов показано, что психические процессы и свойства личности не являются результатом созревания отдельных зон или участков головного мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от социальной ситуации развития ребенка.
Согласно современным
Идея Выготского Л.С. о
Однако общим для всех этих
случаев является то, что наличие
первичного нарушения
Обосновывая положения об
19
обусловленность психического развития: социальное, в том числе педагогическое, воздействие составляет источник формирования высших психических функций — как в норме, так и при нарушенном развитии.
Это является основанием для
оптимистического подхода к
Педагогическое воздействие в
первую очередь направлено на
преодоление и предупреждение
вторичных дефектов. Последние в
отличие от первичных
Хотя умственная отсталость
20
Заключение
В результате теоретического
исследования было выяснено, что
мышление человека – это
Исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Переход к более высшим генетическим формам выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые уже возникли на предшествующих ступенях.
При нормальном психическом развитии к моменту поступления в школу у ребенка развиваются разные виды мышления: сформированы наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и элементы словесно-логического, способствующие успешному овладению учебной программой.
Развитие мышления умственно
отсталых детей, с стойким
21
Литература
1.
Венгер Л. А., Мухина В. С.
Основные закономерности
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.
3. Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
4. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.
5.
Исследование личности и
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.
8.
Назарова Н.М. Специальная
9. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963
10. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.
11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с
12. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.
13. Стребелева
Е. А. Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184
с.
Приложение 1
Коррекционная работа по развитию мышления
умственно отсталых младших школьников
Работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых школьников — одно из основных направлений коррекционной работы и является важнейшим фактором, способствующим продвижению детей в плане познавательной деятельности. Эта работа необходима для социальной адаптации в широком понимании этого термина.
В
специальную коррекционную
Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.)
Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
- придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
-
загадки и логические задачи, головоломки,
многочисленные примеры которых можно
найти в разнообразных методических пособиях.
Информация о работе Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников