Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:12, реферат
Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.
Введение …………………………………………………………………………….….. 3
Теоретические основы исследования процесса мышления
умственно отсталых младших школьников
1.1. Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход
развития форм мыслительной деятельности ………………………….……….. 4
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме …..... 10
1.3. История изучения, определение понятия, причины нарушений
интеллектуального развития у детей ………………………………………..……. 13
1.4. Особенности формирования мыслительной деятельности детей
младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости ……. 16
Заключение ………………………………………………………………………….... 21
Литература
В
отечественной науке
В
настоящее время под
Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.)
Понятие
«умственная отсталость»
Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
При олигофрении органическая
недостаточность мозга носит
непрогрессирующий характер. Действия
вредоносного фактора в
Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние могут воздействовать
в период внутриутробного
- тяжелые инфекционные
- различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена.
Травматические поражения
Установлено, что примерно 75 % случаев
составляет врожденная
К числу внутренних причин
относятся также нарушения
15
Степень выраженности дефекта
существенно зависит от
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени
умственной отсталости:
1.
дебильность — относительно
2.
имбецильность — глубокая
3.
идиотия — наиболее тяжелая,
глубокая умственная
По современной международной
классификации (МКБ-10) на основе
психометрических исследований
умственную отсталость
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей.
При нарушении умственного
Характеризуя мышление
Наглядно-действенные формы
Так, им, как и дошкольникам, трудно
сложить несложную разрезанную
картинку или правильно
16
трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В младшем школьном возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Большие трудности вызывают у
учащихся 1—11 классов задачи, предусматривающие
использование наглядно-
Особенно сложными оказываются задания, требующие от детей словесно-логического мышления. Так, имея перед собой цветную картинку, изображающую определенное время года, школьники далеко не всегда могут правильно установить отраженные на ней причинно-следственные связи и на этой основе определить, какой сезон передает рисунок. Они часто не понимают даже несложные, предназначенные для нормально развивающихся дошкольников тексты, содержащие временные, причинные и другие отношения. Умственно отсталые ученики воспроизводят материал упрощенно, опускают многие, иногда наиболее значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
Мыслительные процессы у
Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры, не соблюдая при этом какого-либо порядка. Так, рассматривая чучело вороны, дети обычно не упоминают о наличии у нее туловища, но указывают лапы, клюв, когти, голову. В лучшем случае они отмечают величину птицы.
Анализ объектов оказывается
более подробным, если он
В тех случаях, когда учащиеся
под руководством взрослого
17
Внимание детей сосредоточивается на отдельных действиях, которые они не осознают как направленные на последовательное рассмотрение объекта. Значительные положительные сдвиги можно наблюдать, когда от учеников требуют оречевления получаемых результатов. Но и при этих условиях обнаруживается неупорядоченность, бессистемность самостоятельно выполняемого анализа, беспорядочное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, существенного.
Постепенно ученики овладевают
умением достаточно подробно, придерживаясь
определенной
Еще большие трудности
Информация о работе Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников