Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….….. 3
Теоретические основы исследования процесса мышления
умственно отсталых младших школьников
1.1. Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход
развития форм мыслительной деятельности ………………………….……….. 4
1.2. Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме …..... 10
1.3. История изучения, определение понятия, причины нарушений
интеллектуального развития у детей ………………………………………..……. 13
1.4. Особенности формирования мыслительной деятельности детей
младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости ……. 16
Заключение ………………………………………………………………………….... 21
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

    - Наглядно-образное мышление, подразумевающее оперирование образами предметов и их частей.

 

7

    Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений.

    Она возникает и развивается в  процессе взаимодействия определенных линий психического развития: развития предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. В свою очередь, образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования.

    Сама  мыслительная деятельность выступает  как оперирование образами. Образы, используемые людьми в наглядно-образном мышлении, построены иначе, чем образы восприятия. Это – отвлеченные  и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения мыслительной задачи.

        В действиях образного мышления, так  же как и в действиях восприятия, мы пользуемся средствами, созданными обществом. В ходе его развития были выработаны наглядные формы, в которых можно фиксировать знания, представлять себе и изображать разные отношения вещей. Это – наглядные модели: макеты, планы, карты, чертежи, схемы, диаграммы, графики. Усваивая принципы их построения, мы и овладеваем средствами наглядно-образного мышления.

    - Словесно-логическое  или понятийное  мышление включает, в зависимости от обобщённости, уровня сформированности понятий и характера используемого материала:

          - конкретно-понятийное.

          - абстрактно-понятийное.

       Конкретно-понятийное мышление характеризуется тем, что ребёнок отражает не только те предметные отношения, которые он познаёт путём своих практических действий, но также и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Он мыслит понятиями. Однако мыслительные операции на этой стадии ещё связаны конкретным содержанием, недостаточно обобщены, то есть ребёнок оказывается в состоянии мыслить по строгим правилам логики только в пределах усвоенных знаний.

        Абстрактно-понятийное мышление, когда мыслительные операции становятся обобщёнными, взаимосвязанными и обратимыми, что выражается в возможности произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к самому разнообразному материалу, конкретному и абстрактному.

       

8

        Становление каждой следующей  стадии происходит внутри старой. Конкретно это выражается в  том, что «…доминирующими пока  остаются способы мыслительной  деятельности, характерные для более  низкой стадии, однако ребенок оказывается в состоянии применять формирующиеся у него новые способы мышления к все расширяющемуся кругу задач».

        Вытеснение новыми способами старых заключается не в полном отказе от старых способов, а в их преобразовании, изменении их структуры, включении в состав более сложных способов. Так, способы характерные для стадии наглядно-действенного мышления, например, преобразование предмета с помощью внешнего действия, входят в состав тех способов, которые используются при решении различных практических задач детьми и взрослыми, занимают важное место в конструкторско-техническом мышлении.

        Аналогично этому на стадиях понятийного мышления значительно преобразуются те способы мыслительной деятельности, которые играли ведущую роль на стадии наглядно-образно-речевого мышления. Оперирование образами предметов представляет собой мыслительные действия уже не только с образами конкретных предметов, как это было на стадии наглядно-образно-речевой, но и с обобщенными представлениями, с символическими схемами. При этом само оперирование значительно усложняется. Если первоначально оно заключалось в установлении тождества или различия между образом ранее воспринятого и вновь воспринимаемого предмета, то постепенно с образами разной меры обобщенности и абстрактности начинают выполняться самые различные мыслительные операции: вычленение определенных признаков и установление отношений между ними, обнаружение сходства, классификация, сериация и др.

        Таким образом, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.    

        По характеру решаемых задач, мышление бывает теоретическим, т.е. на основе теоретических рассуждений и умозаключений и практическим – на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

    9

      По степени новизны и оригинальности мышление делится на:

       - Репродуктивное, воспроизводящее мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких то определенных источников.

       - Продуктивное,  творческое мышление на основе творческого воображения. 

    1.2.  Особенности мышления  детей младшего  школьного возраста  в норме 

     Развитию мышления в младшем  школьном возрасте принадлежит  особая роль.

К моменту  поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

        С началом обучения мышление  выдвигается в центр психического  развития ребенка и становится  определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

    Мышление  ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход  от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

        Особенности мыслительной деятельности  младшего школьника в первые  два года обучения во многом  сходны с особенностями мышления  дошкольника. У младшего школьника  ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного материала. 

10 

        При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он уже может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

      Образное мышление – основной  вид мышления в младшем школьном  возрасте. Конечно, младший школьник  может мыслить логически, но  следует помнить, что этот возраст  сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

       Мышление ребенка в начале  обучения в школе отличается  эгоцентризмом, особой умственной  позицией, обусловленной отсутствием  знаний, необходимых для правильного  решения определенных проблемных  ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

        К 3-му классу мышление переходит  в качественно новую стадию, требующую  от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными  элементами усваиваемых сведений. К 3-му классу дети овладевают  родовидовыми соотношениями между  отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление.

       В результате обучения в школе,  в условиях, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, дети учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо

         Во многом формированию такому  произвольному, управляемому мышлению 

     способствует  указание учителя на уроке,  побуждающие детей к размышлению.

11

       При общении в начальных классах  у детей формируется  осознанное  критическое мышление. Это происходит  благодаря тому, что в классе  обсуждаются пути решения задач,  рассматриваются различные варианты  решения,  учитель постоянно   требует

    от  школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они  решали задачи самостоятельно.

        Умение планировать свои действия  так же активно формируется  у младших школьников в процессе  школьного обучения учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

        Младший школьник регулярно и  в обязательном порядке становится  в систему, когда ему нужно  рассуждать, сопоставлять разные  суждения, выполнять умозаключения.

       Поэтому в младшем школьном  возрасте начинает интенсивно  развиваться и третий вид мышления: словесно – логический отвлеченное  мышление, в отличие от наглядно  – действенного и наглядно  – образного мышления детей  дошкольного возраста.

        Развитие мышления во многом  зависит от уровня развития  мыслительных процессов. Анализ  начинается как частичный и  постепенно становится комплексным  и системным. Синтез развивается  от простого, суммирующего, к более  широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

12 

    1.3. История изучения, определение понятия, причины нарушений

        интеллектуального  развития у детей

        Начиная с XVIII в. внимание таких  психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген,  Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении  и анализе выраженных нарушений  умственного развития [26]. Основная  задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений. С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

Информация о работе Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников