Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа
Цель данного исследования конкретизировалась через постановку следующих задач:
провести теоретический анализ литературы по проблеме;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями;
осуществить сравнительный анализ интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями.
Введение
Глава 1. Проблема интеллектуального и речевого развития в психологии
1.1 Основные подходы к изучению интеллекта в зарубежной психологии
1.2 Изучение мышления в отечественной психологии
1.3 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.4 Речевое развитие дошкольников
1.5 Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка
1.6 Речевые нарушения у детей
Глава 2. Исследование особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями
2.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Библиография
Сравнительный анализ данных, представленных в табл.3, а так же обобщение полученных в настоящем исследовании результатов, позволяет сформулировать некоторые особенности интеллектуального развития детей с речевыми нарушениями.
Более чем у половины дошкольников с нарушениями речи (53%) выявлен низкий уровень интеллектуальных способностей (по результатам общего показателя МЭДИС).
Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется у большинства дошкольников с нарушениями речи на уровне ниже среднего (по результатам КСТ, у 60%).
Отставание психомоторики (в том числе, зрительно-моторная координации) выявлено у большинства детей с нарушениями речи (73%) - по результатам невербального субтеста СТШЗ.
Развитие психомоторики (в том числе, зрительно-моторной координации) недостаточно сформировано у большинства детей (73%) с речевыми нарушениями (
Специфика интеллектуального развития детей с нарушениями речи определяется, в том числе, характером речевых нарушений.
Общий уровень дошкольников с речевыми нарушениями достоверно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием (по результатам всех методик, включённых в данное исследование).
Существуют различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).
Не обнаружено значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по показателю выявления логического мышления "исключение лишнего".
В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Как уже говорилось, проблема умственного развития обсуждается в научной психолого-педагогической литературе давно. В зарубежной психологии проблема интеллекта была представлена Ч. Спирменом, Р. Кэттэллом, Л. Терстоуном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии в рамках данной проблематики рассматривались сущность и структура интеллекта, интеллектуального развития, взаимосвязь умственного развития и обучаемости, критерии и диагностика умственного развития такими авторами как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.М. Гуревич и др. Большинство авторов придерживается тезиса о единстве мышления и речи, когда речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.
В этой связи проблема соотношения умственного и речевого развития ребенка является всегда актуальной. Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза исследования, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями; сравнительного анализа интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями, выявления особенностей интеллектуального развития дошкольников с нарушениями речи.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.
1. Существуют некоторые различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).
2. Развитие интеллектуальных способностей ниже среднего уровня у детей с речевыми нарушениями встречается в два раза чаще, чем у сверстников с речевой нормой.
3. Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется на более низком уровне в четыре раза чаще у дошкольников с нарушениями речи, чем у нормально развивающихся детей.
4. У детей с речевыми нарушениями отстаёт развитие зрительно-моторной координации.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001
2. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003
3. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990
4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т.М., 1982. Т.2
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999
7. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994
8. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975
9. Иншакова О.Б., Качур Н.В. Особенности формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003
10. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов е1 диагностики. - М., 1975
11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985
12. Кондратенко И.Ю. Усвоение лексических значений детьми с общим недоразвитием речи // Детская речь: психолингвистические исследовании. Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. - М.: ПЕР СЭ. 2001
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991
14. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие. - 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2003
15. Лобачева Е.К. Формирование звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003
16. Логопедия / под ред.Л.С. Волковой. - М., 1998
17. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978
18. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006
19. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
20. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей "группы риска". Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 1996
21. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6-7): методическое руководство / Аверина И.С, Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. /Под общей редакции серии В.Г. Колесникова.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Academia, 2006
23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.
24. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии в 30 – 60-е годы XX в. Тексты. / ред.П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М., 1986
25. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003
26. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ "Академия", 2005
27. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001
29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2000
30. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997
31. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995
32. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000
34. Чиркина Г.В. Изучение нарушений речи в теории и практике логопедии // Детская речь: психолингвистические исследовании. Сборник статей/Отв. ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. - М.: ПЕР СЭ. 2001
35. Чирков В.И., Разумовская О.Л., Соколова И.В., Матвеева С.А., (авторы адаптации). Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет. Второе издание – Ярославль. НПЦ "Психодиагностика", 1999
36. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995
Таблица 1.
Результаты выполнения МЭДИС детьми контрольной группы
№ п/п | Испытуемый | Возраст | Баллы за субтесты | Общий показатель | Уровень развития | |||
1 с. | 2 с. | 3 с. | 4 с. | |||||
1. | Наташа М. | 7: 0 | 3 | 3 | 4 | 1 | 11 | средний |
2. | Даша Х. | 7: 7 | 3 | 2 | 5 | 1 | 11 | средний |
3. | Вика Н. | 7: 4 | 3 | 4 | 4 | 1 | 12 | средний |
4. | Вика В. | 7: 1 | 5 | 2 | 3 | 2 | 12 | средний |
5. | Маша К. | 7: 0 | 4 | 2 | 3 | 1 | 10 | н/средн. |
6. | Ира У. | 7: 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 11 | средний |
7. | Люда К. | 6: 7 | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 | высокий |
8. | Настя А. | 6: 10 | 4 | 2 | 4 | 1 | 11 | средний |
9. | Юля Л. | 6: 11 | 4 | 4 | 4 | 2 | 14 | высокий |
10. | Антон С. | 7: 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 | н/средн. |
11. | Артём Б. | 6: 9 | 5 | 0 | 4 | 3 | 12 | средний |
12. | Алёша И. | 7: 0 | 3 | 2 | 4 | 2 | 11 | средний |
13. | Игорь К. | 7: 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 11 | средний |
14. | Максим Н. | 6: 7 | 4 | 2 | 3 | 3 | 12 | средний |
15. | Саша П. | 7: 0 | 4 | 1 | 3 | 2 | 10 | н/средн. |
| Среднее по группе | 3,9 | 2,3 | 3,4 | 2,1 | 11,5 |
|
Таблица 2
Результаты выполнения МЭДИС детьми экспериментальной группы (с речевыми нарушениями)
№ п/п | Испытуемый | Возраст | Речевые наруше- ния | Баллы за субтесты | Общий показа- тель | Уровень развития | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
1. | Таня Б. | 7: 5 | ФФН | 3 | 1 | 3 | 0 | 7 | низкий |
2. | Настя Н. | 7: 8 | ОНР | 3 | 3 | 2 | 0 | 8 | н/средн. |
3. | Марина К. | 7: 1 | ФФН | 4 | 1 | 1 | 0 | 6 | низкий |
4. | Марта С. | 7: 11 | ОНР | 3 | 0 | 2 | 1 | 6 | низкий |
5. | Оксана Д. | 6: 10 | ФФН | 4 | 1 | 2 | 1 | 8 | н/средн. |
6. | Настя П. | 7: 2 | ОНР | 3 | 1 | 2 | 0 | 6 | низкий |
7. | Катя Б. | 7: 1 | ОНР | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | низкий |
8. | Таня О. | 7: 3 | ФФН | 3 | 2 | 3 | 1 | 9 | н/средн. |
9. | Лариса Х. | 6: 11 | ФФН | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | н/средн. |
10. | Дима К. | 7: 6 | ФФН | 4 | 1 | 2 | 1 | 8 | н/средн. |
11. | Антон М. | 7: 5 | ОНР | 4 | 1 | 0 | 1 | 6 | низкий |
12. | Олег П. | 7: 11 | ОНР | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | низкий |
13. | Сергей З. | 7: 9 | ОНР | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 | низкий |
14. | Рома К. | 7: 4 | ФФН | 5 | 1 | 2 | 0 | 8 | н/средн. |
15. | Артём Ж. | 6: 9 | ФФН | 4 | 0 | 3 | 1 | 8 | н/средн. |
| Среднее по группе | 3,3 | 1,1 | 1,9 | 0,73 | 7,1 |
|