Исследование особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования конкретизировалась через постановку следующих задач:
провести теоретический анализ литературы по проблеме;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями;
осуществить сравнительный анализ интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема интеллектуального и речевого развития в психологии
1.1 Основные подходы к изучению интеллекта в зарубежной психологии
1.2 Изучение мышления в отечественной психологии
1.3 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.4 Речевое развитие дошкольников
1.5 Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка
1.6 Речевые нарушения у детей
Глава 2. Исследование особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями
2.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ данных, представленных в табл.3, а так же обобщение полученных в настоящем исследовании результатов, позволяет сформулировать некоторые особенности интеллектуального развития детей с речевыми нарушениями.

Более чем у половины дошкольников с нарушениями речи (53%) выявлен низкий уровень интеллектуальных способностей (по результатам общего показателя МЭДИС).

Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется у большинства дошкольников с нарушениями речи на уровне ниже среднего (по результатам КСТ, у 60%).

Отставание психомоторики (в том числе, зрительно-моторная координации) выявлено у большинства детей с нарушениями речи (73%) - по результатам невербального субтеста СТШЗ.

Развитие психомоторики (в том числе, зрительно-моторной координации) недостаточно сформировано у большинства детей (73%) с речевыми нарушениями (

Специфика интеллектуального развития детей с нарушениями речи определяется, в том числе, характером речевых нарушений.

Общий уровень дошкольников с речевыми нарушениями достоверно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием (по результатам всех методик, включённых в данное исследование).

Существуют различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).

Не обнаружено значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по показателю выявления логического мышления "исключение лишнего".

 


Заключение

 

В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Как уже говорилось, проблема умственного развития обсуждается в научной психолого-педагогической литературе давно. В зарубежной психологии проблема интеллекта была представлена Ч. Спирменом, Р. Кэттэллом, Л. Терстоуном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии в рамках данной проблематики рассматривались сущность и структура интеллекта, интеллектуального развития, взаимосвязь умственного развития и обучаемости, критерии и диагностика умственного развития такими авторами как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.М. Гуревич и др. Большинство авторов придерживается тезиса о единстве мышления и речи, когда речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

В этой связи проблема соотношения умственного и речевого развития ребенка является всегда актуальной. Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза исследования, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).

В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями; сравнительного анализа интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями, выявления особенностей интеллектуального развития дошкольников с нарушениями речи.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1. Существуют некоторые различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).

2. Развитие интеллектуальных способностей ниже среднего уровня у детей с речевыми нарушениями встречается в два раза чаще, чем у сверстников с речевой нормой.

3. Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется на более низком уровне в четыре раза чаще у дошкольников с нарушениями речи, чем у нормально развивающихся детей.

4. У детей с речевыми нарушениями отстаёт развитие зрительно-моторной координации.

Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).

 


Библиография

 

1.                  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001

2.                  Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003

3.                  Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990

4.                  Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т.М., 1982. Т.2

5.                  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986

6.                  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999

7.                  Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994

8.                  Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975

9.                  Иншакова О.Б., Качур Н.В. Особенности формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003

10.             Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов е1 диагностики. - М., 1975

11.             Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985

12.             Кондратенко И.Ю. Усвоение лексических значений детьми с общим недоразвитием речи // Детская речь: психолингвистические исследовании. Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. - М.: ПЕР СЭ. 2001

13.             Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991

14.             Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие. - 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2003

15.             Лобачева Е.К. Формирование звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003

16.             Логопедия / под ред.Л.С. Волковой. - М., 1998

17.             Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978

18.             Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006

19.             Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993

20.             Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Хрестоматия. Обучение и воспитание детей "группы риска". Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 1996

21.             Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6-7): методическое руководство / Аверина И.С, Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. /Под общей редакции серии В.Г. Колесникова.

22.             Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Academia, 2006

23.             Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.

24.             Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии в 30 – 60-е годы XX в. Тексты. / ред.П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М., 1986

25.             Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2003

26.             Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ "Академия", 2005

27.             Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001

28.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001

29.             Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2000

30.             Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997

31.             Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995

32.             Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999

33.             Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000

34.             Чиркина Г.В. Изучение нарушений речи в теории и практике логопедии // Детская речь: психолингвистические исследовании. Сборник статей/Отв. ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. - М.: ПЕР СЭ. 2001

35.             Чирков В.И., Разумовская О.Л., Соколова И.В., Матвеева С.А., (авторы адаптации). Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет. Второе издание – Ярославль. НПЦ "Психодиагностика", 1999

36.             Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995

 


Приложение

 

Таблица 1.

Результаты выполнения МЭДИС детьми контрольной группы

п/п

Испытуемый

Возраст

Баллы за субтесты

Общий

показатель

Уровень

развития

1 с.

2 с.

3 с.

4 с.

1.

Наташа М.

7: 0

3

3

4

1

11

средний

2.

Даша Х.

7: 7

3

2

5

1

11

средний

3.

Вика Н.

7: 4

3

4

4

1

12

средний

4.

Вика В.

7: 1

5

2

3

2

12

средний

5.

Маша К.

7: 0

4

2

3

1

10

н/средн.

6.

Ира У.

7: 3

4

2

3

2

11

средний

7.

Люда К.

6: 7

4

4

3

3

14

высокий

8.

Настя А.

6: 10

4

2

4

1

11

средний

9.

Юля Л.

6: 11

4

4

4

2

14

высокий

10.

Антон С.

7: 1

4

2

2

2

10

н/средн.

11.

Артём Б.

6: 9

5

0

4

3

12

средний

12.

Алёша И.

7: 0

3

2

4

2

11

средний

13.

Игорь К.

7: 2

4

3

2

2

11

средний

14.

Максим Н.

6: 7

4

2

3

3

12

средний

15.

Саша П.

7: 0

4

1

3

2

10

н/средн.

 

Среднее по группе

3,9

2,3

3,4

2,1

11,5

 


 

Таблица 2

Результаты выполнения МЭДИС детьми экспериментальной группы (с речевыми нарушениями)

п/п

Испытуемый

Возраст

Речевые

наруше-

ния

Баллы за субтесты

Общий

показа-

тель

Уровень

развития

1

2

3

4

1.

Таня Б.

7: 5

ФФН

3

1

3

0

7

низкий

2.

Настя Н.

7: 8

ОНР

3

3

2

0

8

н/средн.

3.

Марина К.

7: 1

ФФН

4

1

1

0

6

низкий

4.

Марта С.

7: 11

ОНР

3

0

2

1

6

низкий

5.

Оксана Д.

6: 10

ФФН

4

1

2

1

8

н/средн.

6.

Настя П.

7: 2

ОНР

3

1

2

0

6

низкий

7.

Катя Б.

7: 1

ОНР

2

1

2

1

6

низкий

8.

Таня О.

7: 3

ФФН

3

2

3

1

9

н/средн.

9.

Лариса Х.

6: 11

ФФН

3

2

2

2

9

н/средн.

10.

Дима К.

7: 6

ФФН

4

1

2

1

8

н/средн.

11.

Антон М.

7: 5

ОНР

4

1

0

1

6

низкий

12.

Олег П.

7: 11

ОНР

1

1

2

1

5

низкий

13.

Сергей З.

7: 9

ОНР

3

1

1

1

6

низкий

14.

Рома К.

7: 4

ФФН

5

1

2

0

8

н/средн.

15.

Артём Ж.

6: 9

ФФН

4

0

3

1

8

н/средн.

 

Среднее по группе

3,3

1,1

1,9

0,73

7,1

 

Информация о работе Исследование особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями