Использование речи в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 15:39, творческая работа

Описание работы

Человеческая речь – совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно эта сторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленность сознания говорящего и многие другие стороны его психологии.

Содержание

Введение
Мир агрессий подростка
Конфликт во взаимодействии родителей и подростков
Конфликтная ситуация в условиях учебной деятельности
Подростковая языковая субкультура
Заключение
Тезаурус
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психолингвистике.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Почему же возникают конфликтные  ситуации между родителями и  детьми? Кроме общих причин, продуцирующих  конфликтность взаимоотношений,  выделяют четыре фактора конфликтов  во взаимодействии родителей  и детей.

  • Тип внутрисемейных отношений;
  • Деструктивность семейного воспитания;
  • Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликт с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
  • Личностный фактор. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность, и т. д.

     Психологи выделяют следующие  типы конфликтов подростков с  родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликтной ситуации любой ценой)

     Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
  •      Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
  • повышение педагогической культуры родителей, позволяющей             учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональное состояния;
  • организация семьи на коллективных началах, общие перспективы, определение трудовой обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий;
  • подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса;
  • интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конфликтная ситуация в условиях учебной деятельности

    Одним из наиболее распространенных конфликтов является конфликт в учебной деятельности между учениками.

     Конфликтные ситуации в подростковой  среде характерны для всех  времен и народов, будь то бурса Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа 19 века, или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из «Повелителя мух» английского писателя У. Голдинга (И. Кон).

     Наиболее распространены среди  учащихся конфликты лидерства,  в которых отражается борьба  двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Особенно часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.

     Генезис агрессивного поведения  подростка связан с дефектами  социализации личности. На ранних  этапах социализации агрессия  может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.                                                                                                           

     Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

     Полностью изжить конфликты подростков практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между подростками. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.

     Заметную роль в предотвращении  конфликтных ситуаций играет  дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

     Больше влияние на конфликтное  поведение школьников оказывает   личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подростковая  языковая субкультура

   В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи.

     Подростничество имеет множество  характерных именно для данного  возраста противоречий и конфликтов.

     Э. Сепир отмечал, что «реальный мир» в значительной мере строится на основе языковых норм данной группы. Эта мысль подтверждает с особой прозрачностью характер неформальных подростковых и молодежных групп. В таких объединениях подростки пользуются сленгом.

     Сленг в подростковых объединениях - это языковая игра, отход от языковой нормы; это маска, карнавал, «вторая жизнь».

      Потребность подростка вскрытой  от официальной речевой культуры  форме существования объясняется  психологией возраста. Уйти от  социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению,- вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. Широко распространены такие перлы молодежной философии, как: «Все в кайф!», «А на фига?», «Пиво, девки, реп», «Рейв, движение, наркотики».

     Каждая молодежная группировка  имеет свой сленг, который отражает ее образ жизни и мироощущение.

     В подростковой культуре помимо  сленга появляется также мат.  Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах, в конфликтной ситуации. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого  и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора.

     Вхождение в реальность образно-знаковых  систем языка – это вхождение  в общение, в познавательную и творческую деятельность. Осваивая систему знаков, существующую в человеческой речевой культуре, подросток проходит длинный путь в развитии своего самосознания, очищая себя от реальности «чудовищной массы отходов производства языка» или, напротив, нагружая себе этой массой.

    

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Ученики выдающихся педагогов с гордостью говорят про себя: «Я прошел школу Станиславского К.С… или Вагановой А.Я… или Ландау Л.Д… или Узнадзе Д.М.»

     Под школой здесь подразумевается  достигнутый в той или иной  области опыт. Аналогично, разрешая  конфликтную ситуацию, каждый педагог как бы вводит ребенка в школу конфликта. Он помогает другим на глазах у детей справиться со сложными ситуациями, а главное, учит детей самих разрешать конфликтные ситуации на своем примере. В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно. Конфликт в подростковом возрасте разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, с другой стороны – одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей – источник всякого развития, движения.

     «Добро» и «зло», «день» и  «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «любовь» и «ненависть»… - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

     Только тогда, когда противоречие  рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

     Конфликты – константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, - если это жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотный застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий. 

Тезаурус

Антипатия – устойчивое, отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности

Агрессия  –  намеренное причинение вреда  другому  лицу

Виды  конфликтов –    варианты   конфликтных         столкновений,

 различаемые  по факторам совместной деятельности  людей (источникам возникновения,  формам взаимодействия, направленности  общения, функциям и др.)

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним

Внутригрупповой конфликт – столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий, либо несоблюдением норм группового поведения

Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению, не всегда выливающаяся в конфликт

Инцидент  – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Компромисс – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов

Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон

Конфликтогены – слова, действия, которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния

Информация о работе Использование речи в конфликтных ситуациях