Использование речи в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 15:39, творческая работа

Описание работы

Человеческая речь – совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно эта сторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленность сознания говорящего и многие другие стороны его психологии.

Содержание

Введение
Мир агрессий подростка
Конфликт во взаимодействии родителей и подростков
Конфликтная ситуация в условиях учебной деятельности
Подростковая языковая субкультура
Заключение
Тезаурус
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психолингвистике.doc

— 105.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа по психолингвистике

Тема: «Использование речи в конфликтных ситуациях»

(подростковый  возраст) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Введение
  2. Мир агрессий подростка
  3. Конфликт во взаимодействии родителей и подростков
  4. Конфликтная ситуация в условиях учебной деятельности
  5. Подростковая языковая субкультура
  6. Заключение
  7. Тезаурус
  8. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                                           «Словом  можно  убить,  оживить,  ранить  и               

                                                       излечить, посеять смятение и безнадежность,

                                                 одухотворить…»

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

    Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражений умений, убеждений, оценок.

     Человеческая речь – совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Именно эта сторона речи глубоко и в то же время динамично отражает текущую направленность сознания говорящего и многие другие стороны его психологии. Возможность речи выражать психический мир человека практически безгранична. С позиции психологии речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающим. 

     Наряду с фундаментальными исследованиями речи существуют разработки ее практической стороны, т. е. прикладная психолингвистика. Она занимается проблемами, связанными с функционированием речи в практической жизни людей, изучает речевое общение в личностной сфере человека и его деятельности. Область прикладной психолингвистики достаточно широка. Это связано с тем, что речь вплетена во всю жизнедеятельность человека, включена в подавляющую часть его социальных и личностных контактов.

    Все это требует коммуникативных возможностей  современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Яркое и страстное, оно во все времена, как свидетельствует развитие человеческого общества, оказывало большое внимание на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

     Понятием "конфликтная ситуация" оперируют многие области знания: психология, педагогика, социология, лингвистика, и т. д. Противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни: личной, бытовой, профессиональной.  Взаимодействие двух наук – психологии и лингвистики обнаруживается прежде всего в том, что взаимодействие людей, их контакты зачастую порождают столкновения, вызванные противоречиями целей, взглядов, интересов, точек зрения двух сторон и носящие конфликтный характер. Под конфликтом  (от лат. Conflictus - столкновение) мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон  (участников конфликта) по поводу разногласия интересов, целей, взглядов. В результате конфликтной ситуации одна из сторон сознательно и активно действует в ущерб другой (физически или вербально), а вторая сторона осознавая, что указанные действия направлены против ее интересов предпринимает ответные действия против первой стороны. Момент конфликта оценивается человеком противоречиво и неоднозначно. В обыденной жизни, обычно, негативно; в деловых отношениях – с досадой; в личных – с горечью и обидой. Научный же мир принимает конфликт как нечто неизбежное, неотвратимое и даже позитивное, исполняющее роль фактора развития отношений между людьми.    

     Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Конечно, у каждого человека, вне зависимости от общества в котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память, воля, мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью.

Мир агрессий подростка

   О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения, и т. д.

     Некоторые особенности эмоциональных  реакций переходного возраста  коренятся в гормональных  и  физиологических процессах. Физиологи  объясняют подростковую психическую  неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации нарастанием в переходном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

     В вопросе о переходном возрасте  часто фигурирует понятие «трудный подросток». Но что значит «трудный»? Для кого, чем и почему?

     «Надо остерегаться смешивать  «хороший» с «удобный…», - писал  Януш Корчак. Все современное  воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно,  шаг за шагом стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. «Трудный подросток» - подчас всего лишь неудобный для взрослых. Имея ввиду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком, осторожнее будет начать  с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.

     Подростковый возраст вообще  и ранняя юность в особенности  представляет собой группу повышенного  риска. Почему?

     Во-первых, сказываются внутренние  трудности переходного возраста, начиная с психогормональных  процессов и кончая перестройкой  Я -  концепции. 

     Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростка.

     В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действует, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

     Как проявляется это в конкретных  явлениях, с которыми приходится  сталкиваться?

     Жестокость и агрессивность всегда  были характерными чертами группового  поведения подростков. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для  детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, которые они все прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое  соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей. Четверо 16-17-летних подвыпивших юнцов остановили на улице двух 13-летнего возраста подростков. Увидев  в руках у одного из мальчиков крутой телефон, они потребовали в грубой нецензурной форме отдать его им. Подростки со своей стороны оказали сопротивление обидчикам. Завязалась словесная перебранка, которая перешла в конфликт. Отобрав деньги и телефон – подвыпившие юнцы затащили подростков в подвал, избили до потери сознания и бросили. А перетаскивать бесчувственные тела мальчиков им помогали ни о чем не спрашивая, три девочки-восьмиклассницы, их подруги. Откуда такое берется?

     В психологической литературе  выделяют три основных вида  агрессии:

  1. Физическая агрессия, использование физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам.
  2. Словесная (вербальная) агрессия ,выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани – научить словам, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «ну и ну»).
  3. Косвенная агрессия. Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани и т. п.).

     Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!

     Подростковые акты вандализма  и жестокости, как правило, совершаются  сообща, в группе. Роль каждого  в отдельности при этом как бы стирается, личная  моральная ответственность устраняется («А  я что? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем  не могут объяснить.

     Подросток, сам того не осознавая,  с помощью возможно  одного  нечаянно оброненного им слова  провоцирует конфликт. Нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента конфликтная ситуация из-за того, что подростки не желают слушать и слышать друг друга.

    Каждая конфликтная ситуация по-своему уникальна, неповторима по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

     Мудрость говорит, что из двух спорящих виноват тот, кто умней. Это не означает, что надо избегать конфликтных ситуаций. Неразрешенная своевременно ситуация, так же как вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильным диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Для этого можно использовать следующие приемы:

  • не отвечать на агрессию агрессией;
  • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • дать возможность оппоненту «выпустить пар», внимательно выслушав его претензии;
  • стараться выразить свое понимание и соучастие  в связи с возникшими у оппонента трудностями;
  • не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
  • предложить остудить возникшие проблемы в спокойной обстановке, если обстоятельства позволяют, то попросить дать вам какое-то время для того, чтобы лучше обдумать полученную информацию.

      
 
 
 
 

Конфликт  во взаимодействии родителей  и подростков

   Данная разновидность конфликта – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношениях (В. Шумак), возрастных кризисов (И. Кон), и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные ситуации (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

     Семейная жизнь наполнена бытовыми  конфликтами, так как организация  быта входит в функции семейной  жизни, и быт играет большую  роль в семейной жизни и  налаживании внутрисемейных отношений.  Нелегко справляться с бытовыми конфликтами, если они постоянно возникают на каждом шагу в условиях низкого уровня жизни. Но ведь многочисленны конфликты на бытовой почве и в семьях с высокими и даже очень высокими достатками. Дело, конечно, не столько в бытовом устройстве, сколько в отношениях людей, поэтому разрушительную силу конфликта можно фиксировать как в богатых семьях, так и в бедных, и внешнее отсутствие конфликта существует столь же часто в семьях низкого бытового устройства, как и в домах современного комфорта.

Информация о работе Использование речи в конфликтных ситуациях