Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Цель работы - раскрыть психолого-методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет.
Задачи работы:
Провести анализ литературы в рамках темы курсовой работы;
Охарактеризовать возрастные особенности детей 5-6 лет;

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..3
Возрастные особенности детей 5-6 лет……………………………………….5
Понятие культуры поведения детей ………………………………………...10
Понятие оценки в педагогической науке …………………………………...12
Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет………………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

  Согласно  данных психологических исследований, касающихся проблемы оценки, для старших  дошкольников (5-6 лет) успех является хорошим стимулом для преодоления  трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их - потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности. В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности и культуры поведения. Основной способ их решения - помощь детям в усвоении моральных норм, регулирующих поведение. Ребенок овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения.

  Образцами служат взрослые, их поступки, взаимоотношения. На собственном примере необходимо демонстрировать нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр, пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные педагоги", "Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговаривает грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т.д.).

  Понять  и оценить качества и поступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они  обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники  не терпят в этом отношении никакой  неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевленные предметы. Эта особенность  позволяет формировать их представления  о нравственности и оценочные  способности, а ребенку - соотносить свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.

  Опыт  педагогов-воспитателей показывает, что  важнейшим условием формирования у  детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую  из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.

  Принимая  во внимание важную роль оценки для  различных сторон воспитательного  процесса, зная механизмы ее воздействия  на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно  использовать для достижения большей  эффективности педагогической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Оценка - это один из инструментов эффективного педагогического воздействия на дошкольника. Как педагогические, так  и психологические исследования показали важность и многоплановость  влияния оценочных воздействий  на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания.

  В работе приводится краткий обзор  возрастных особенностей детей 5-6 лет. Возраст, о котором идет речь в  самостоятельной работе, во многих описаниях и классификациях относится  к старшему дошкольному возрасту. По мнению Г.С. Абрамовой, в этом возрасте для ребенка характерна повышенная чувствительность к воздействиям других людей. Вскользь сказанное оценочное  замечание чужого человека в середине детства оказывается сильным  эмоциональным воздействием. Данный факт необходимо учитывать педагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки в процессе воспитания детей.

  Кроме того, для детей 5-6 лет характерна высокая мотивация общения: общаясь  со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.

  Одним из основных направлений воспитательного  воздействия в дошкольном учреждении является, как правило, воспитание культуры поведения. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими  людьми), в котором находят внешнее  выражение моральные эстетические нормы этого поведения.

  Категорию оценки можно отнести к методам  поощрения и наказания. В нашей  практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

  • прямая оценка;
  • косвенная оценка;
  • опосредованная оценка;
  • предвосхищающая оценка;
  • отсутствие оценки.

  Специалисты выделяют две функции педагогической оценки - ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют  все педагоги, ориентирующая функция  оценки используется на практике значительно  реже, хотя, по мнению педагогов-воспитателей, педагогический эффект ее воздействия  гораздо значительнее.

  Опыт  педагогов-воспитателей показывает, что  важнейшим условием формирования у  детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую  из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.

  Принимая  во внимание важную роль оценки для  различных сторон воспитательного  процесса, зная механизмы ее воздействия  на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно  использовать для достижения большей  эффективности педагогической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. -672 с.
  2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
  3. Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №2.
  4. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с.10-23
  5. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Развитие мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста/Под ред А.И. Сильвестру. Кишинев, 1981. с.22, 29-30)
  6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Николаев. - 2005. - 76 с.
  7. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение. - 1984. - 256с.
  8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С.1-50.
  9. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение. - 1983.
  10. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368 с.
  11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
  12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.
  14. Хорунженио К.М. Педагогический словарь. - М. - 1997. - 288 с.

Информация о работе Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет