Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Цель работы - раскрыть психолого-методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет.
Задачи работы:
Провести анализ литературы в рамках темы курсовой работы;
Охарактеризовать возрастные особенности детей 5-6 лет;

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..3
Возрастные особенности детей 5-6 лет……………………………………….5
Понятие культуры поведения детей ………………………………………...10
Понятие оценки в педагогической науке …………………………………...12
Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет………………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 «Челябинский  государственный педагогический  университет» 

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии 
 
 
 

Реферат на тему:

«Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Выполнили: Петрова Анастасия

                                         студенты II курса 202 группы

                                         факультет психологии

                                         дневное отделение

                                         Проверил: Голева Г.Ю 
 
 
 

                           

Челябинск, 2010

  Содержание

  Введение…………………………………………………………….…………..3

  Возрастные особенности детей 5-6 лет……………………………………….5

  Понятие культуры поведения детей ………………………………………...10

  Понятие оценки в педагогической науке …………………………………...12

  Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет………………………………………………………………………………....15

  Заключение…………………………………………………………………….19

  Список  литературы……………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Дошкольное  детство - это период активного освоения окружающего мира, первоначального  фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения.

  Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит  от оптимального выбора методов и  средств воспитательной работы, которых  сегодня очень много. Тем не менее, в каждом из них обязательно присутствует общий компонент - оценка.

  Большое внимание оценочным отношениям в  своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №2. .

  С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о  нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти  не всегда одинаковы, а порой очень  противоречивы. Каждый человек, а тем  более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно  говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком  высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.

  Самооценка  ребенка, в первую очередь, зависит  от взрослых. Поэтому педагогам нужно  особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

  Цель  работы - раскрыть психолого-методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет.

  Задачи  работы:

  Провести  анализ литературы в рамках темы курсовой работы;

  Охарактеризовать  возрастные особенности детей 5-6 лет;

  Раскрыть  понятие культуры поведения дошкольников;

  Описать психолого-методические возможности  использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Возрастные  особенности детей 5-6 лет

  Рассматривая  вопросы педагогических воздействий  на детей, необходимо всегда учитывать  их возрастные особенности.

  У детей 5-6 лет продолжается интенсивное  сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления  развиты у ребенка данного  возраста значительно лучше, чем  мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают  особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также  форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них  наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать  о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза [Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. - М.: Просвещение. - 1984. - С. 76. ]

  Дальнейшее  развитие и совершенствование сенсорных  процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять  нужные свойства, ориентироваться в  них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с  сенсорными эталонами и т.д. Сенсорное  развитие происходит в различных  видах деятельности дошкольника.

  В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А.Н. Леонтьев), как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

  Несмотря  на то, что разница между шестилетним  и семилетним ребенком составляет всего  один год, именно в этот отрезок времени  происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностного общения, закладываются  основы логического мышления, формируется  внутренний план действий. Поэтому  необходима специальная организация  жизни и деятельности шестилеток. Возраст, о котором идет речь в курсовой работе, во многих описаниях и классификациях относится к старшему дошкольному возрасту. Посмотрим на этот период жизни ребенка с точки зрения тех задач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от места его конкретного пребывания - детский сад это, школа или семья. Обратимся еще раз к фактам, которые появились на границе этого возраста, - это повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сенситивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития [Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- С.350]. С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей, по мнению Г.С. Абрамовой, ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми, - кроме семьи значимыми становятся отношения с соседями и детским садом.

  Вскользь  сказанное оценочное замечание  чужого человека в середине детства  оказывается сильным эмоциональным  воздействием. Думаю, что взрослые часто  недооценивают его значения, а  ведь это именно то переживание, которое  имеет существенное значение для  освоения концепции Другого человека. Данный факт необходимо учитывать педагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки в процессе воспитания детей.

  После пяти лет в качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая  игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение  и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

  Конвенциональная  роль (от лат. conventio - соглашение) - представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

  Основным  механизмом развития ребенка как  субъекта деятельности и общения  является подражание. В дошкольном возрасте подражание приобретает форму "идентификации" Шаповаленко И.В. М.- 1988.. Ее содержанием становится осуществляемое ребенком в сюжетно-ролевой игре моделирование поведения обобщенного общественного взрослого.

  На  первых этапах данного возрастного  периода преобладает развитие психических  процессов, связанных с приобретением  индивидом чувственного опыта - ощущения и восприятия. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышлении и др.

  Развитие  восприятия в дошкольном возрасте протекает  в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне) [Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - С. 221].

  Речь  у ребенка в этом возрасте развивается  особенно бурно. К концу шестого  года жизни дети обычно полностью  осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.

  Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение  в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

  Основным  фактором развития всех психических  познавательных процессов является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

  Первичное соподчинение мотивов, возникающее  в начале дошкольного периода, развивается  в направлении формирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов  деятельности. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистичные), у других - альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха.

  Происходящие  изменения потребностей в общении  протекают в атмосфере коренной перестройки взаимоотношений ребенка  с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании  и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное  удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему  формированию у ребенка глобального  чувства самоуважения - одной из фундаментальных потребностей человека.

  Характерной особенностью рассматриваемого возрастного  периода является также постепенное  зарождение истинно мотивационных  форм поведения, направленного на достижение. При этом данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также  о начале проявления у детей тендерных  и индивидуальных различий в мотивации  достижения.

  Параллельно с познанием окружающего мира продолжается у ребенка в раннем детстве познание самого себя. В  этом процессе самосознание выполняет  центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и  действия, которые регулируются его  личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему  взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той  или иной степени соответствие собственных  качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. В связи с этим, на этом этапе  развития ребенка особенно важно  проводить занятия по воспитанию культуры поведения 

  Основным  условием для успешного развития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, как подчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

  Развитыми личностными новообразованиями  ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития Психология детства. По мнению некоторых исследователей (Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н. Ф) взаимоотношения детей-шестилеток со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребенка со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает - личностное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток "показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7 - ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.

Информация о работе Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет