Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Цель работы - раскрыть психолого-методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет.
Задачи работы:
Провести анализ литературы в рамках темы курсовой работы;
Охарактеризовать возрастные особенности детей 5-6 лет;

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..3
Возрастные особенности детей 5-6 лет……………………………………….5
Понятие культуры поведения детей ………………………………………...10
Понятие оценки в педагогической науке …………………………………...12
Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет………………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

  В соответствии с программой воспитания в детском саду дети этого возраста занимаются и учебной деятельностью, в результате чего они учатся понимать задачу, которую ставит перед ними воспитатель, овладевают некоторыми навыками и умениями ее выполнения.

  Важным  компонентом учебной деятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится  к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи, задумывается, как можно выполнить работу на более высоком уровне, лучше. 
 

  Понятие культуры поведения  детей

  Прежде  чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие.

  Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого  общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими  людьми), в котором находят внешнее  выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни

  Здесь, под термином "культура поведения" понимается совокупность полезных для  общества устойчивых форм повседневного  поведения в быту, в общении, в  различных видах деятельности [Хорунженио К.М. Педагогический словарь. - М. - 1997. - С. 221].

  Культура  поведения не сводится к формальному  соблюдению этикета, она тесно связана  с нравственными чувствами и  представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

  В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие  компоненты:

  • культура деятельности,
  • культура общения,
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

  Культура  деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

  Культура  общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

  • умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции
  • культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

  Культурно-гигиенические  навыки важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

  Культуру  еды часто относят к гигиеническим  навыкам, но она имеет этический  аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а  также к тем, кто приготовил пищу. 
 
 
 
 
 
 

  Понятие оценки в педагогической науке

  Результаты  контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В  широком смысле слова оценкой  называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь [Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение. - 1983. - С. 211]. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения.

  Оценка, по мнению Ю.К. Бабанского, должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт и др.

  Оценка  должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.

  Воспитательная  роль оценки заключается в осознании  ребенком способов совершенствования  различных видов деятельности, в  том числе культуры поведения. Правильно  установленная и выраженная оценка поведения дошкольника 5-6 лет служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных  качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности  за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и  др.

  Педагогическая  оценка входит в систему методов  педагогического воздействия наряду с методами убеждения и упражнения. Педагогическая оценка имеет две  разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать  редко, лишь в случае, когда воспитанник  полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность [Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - С.321].

  Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную  станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку - наказанием. Поощрение организуется:

  • одобрением - предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);
  • похвалой - развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Молодец Ваня! Помог Леночке собрать игрушки! ”);
  • материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
  • благодарностью - персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
  • присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

  Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

  В современной практике воспитания увеличивается  доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

  • “Я - сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”);
  • “Ты - сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень разозлился и обидет Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?. . ”);
  • “естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? - Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит, надо сделать! ”);
  • возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок? ”);
  • оттянутая во времени оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.

  Педагогическая  оценка является гибким инструментом в арсенале воспитателя. Педагогическая мудрость воспитателя в том и  заключается, чтобы ребенок никогда  не потерял веры в свои силы, никогда  не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед [Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - С. 27]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Использование педагогической оценки в воспитании поведения 

  детей 5-6 лет

  Дошкольное  детство - это период активного освоения окружающего мира, первоначального  фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического  воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее, в каждом из них обязательно присутствует общий компонент - оценка.

  Категорию оценки можно отнести к методам  поощрения и наказания. В нашей  практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

  • прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";
  • косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: "Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"", "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
  • опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
  • предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта [Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №2. - С. 31].

  Из  приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки - ориентирующую и стимулирующую.

  Оценку  как стимул широко применяют все  педагоги ("Умница моя, у тебя получится  хорошая работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и  поэтому не забудешь поблагодарить! " и т.д.).

  Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по мнению педагогов-воспитателей, педагогический эффект ее воздействия  гораздо значительнее. Например: "Марина - культурная девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом", "Павлик - молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава - умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка", "Жанна - заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу". Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действий и поступков.

  По  мнению Козловой С.А. важно пробудить  у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие  трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания (Р.С. Буре). У детей нужно воспитывать  интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной  оценкой. При этом нельзя ставить отметок как в детском саду [Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 49]. "Отметка представляет собой педагогическую Бабу Ягу, переодетую в Добрую Фею" (Ш.А. Амонашвили).

  При развитии ребенка перед воспитателем стоит задача организовать работу таким  образом, чтобы обратить результат  предыдущей деятельности в эмоциональный  стимул, в осознанный мотив для  выполнения следующего задания. Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ребенка - на уменьшение возможности  их сделать может привести к формированию исполнительского стиля у ребенка  и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов [Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - С. 30]. Кроме этого, замечено, что у авторитарных педагогов и родителей дети более конфликтны, чаще дают друг другу отрицательные оценки.

Информация о работе Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет