Использование интернет-ресурсов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Дистанционное образование, его место и функции в общей системе образования
Достоинства дистанционного обучения
Недостатки дистанционного обучения
Перспективы развития дистанционного обучения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

     Дистанционное обучение строится в соответствии с  теми же целями, что и обучение очное (если оно строится по соответствующим образовательным программам), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными.

     Модели  дистанционного обучения:

     – обучение по типу экстерната;

     – университетское обучение (на базе одного университета);

     – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений;

     – обучение в специализированных образовательных учреждениях;

     – автономные обучающие системы;

     – неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ.

     Основными целями всех моделей обучения на расстоянии являются:

     1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

     2. Получить аттестат об образовании,  ту или иную квалификацию на основе соответствующих экзаменов (экстернат).

     3. Дать качественное образование  по различным направлениям школьных и вузовских программ.

    Дистанционное обучение сегодня активно внедряется в образовательную систему России в различных организационных структурах. Они включают в себя:

    − институты дистанционного образования  в организационных рамках классического вуза, например, Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и др.;

    − консорциумы образовательных учреждений, работающих в режиме головной организации, оказывающей образовательные услуги, и её региональных подразделений, например, Международный институт менеджмента “ЛИНК” и др.;

    − образовательный холдинг СГУ, включающий в себя Современную гуманитарную академию, Академию переподготовки офицеров, Гуманитарно-технический институт.

    Анализ  организации и проведения педагогического  процесса в этих учреждениях показывает, что в основном он основан на использовании кейсовой и сетевой технологий.

    Кроме этих технологий обучения применяются  другие, например, в СГА широко используются ТV - технологии, технология юнит, содержащая «экстрат» из учебников, статей, монографий по теме учебных дисциплин; учебный материал юнит подкрепляется видеолекциями, мультипреподавательское спутниковое телевидение. Основной формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является самостоятельная работа с учебно-методическим материалом на твердой основе или в электронном виде, а также с использованием сети Интернет. В качестве обратной связи между обучающимся и педагогом используется телефонная связь, обычная или электронная почта. Итоговая аттестация обучающихся проводится на базе вуза или его филиалов.

     Разработка  курсов дистанционного обучения - более  трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку  в этом случае необходима детальная  проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации  учебного материала. Если курс (электронный  учебник) предназначен действительно  для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и  его организации, структурирования материала будут определяться особенностями  этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких  курсов на серверах Интернет подавляющее  большинство), то отбор материала  и его структурирование, организация  будут существенно иные. 

  1. Достоинства дистанционного обучения

      

     Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

       Развитие Интернет сетей, скоростного  доступа в Интернет, использование  мультимедиа технологий, звука, видео  делает курсы дистанционного  обучения полноценными и интересными.

     Образовательные учреждения США предлагали дистанционные  курсы на следующей технической  базе (в процентах от общего числа):

     • двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) -57%;

     • односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) -24%;

     • обычная видео трансляция (one way live video) -9%;

     • видеокассеты (one way prerecorded video) -52%;

     • аудио графика (audio-graphic) -3%;

     • аудио конференции (two way audio) -11%;

     • аудио кассеты (one way audio) -10%;

     • two way online interactions -14%;

     • Internet -36%.

       Сравнение эффективности дистанционного  и аудиторного обучения на  основе опроса преподавателей  США в институтах предлагающих  курсы дистанционного обучения  и там, где такого обучения  нет показало: по мнению 57% преподавателей, результаты дистанционного обучения  не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного. 

     Доступность и открытость обучения - возможность  учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту  учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

       Можно учиться находясь практически  в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения.

       При этом человек может учиться  в другой стране, находясь на  другом континенте, в удобное  для себя время, при этом  не нужны визы, билеты, гостиницы.

     Как правило, дистанционное обучение дешевле  обычного обучения, в первую очередь  за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты  на преподавателей могут быть сокращены  и т.д.). Так компания IBM разработала  вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком  соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа  сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза - с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз. 

       Свобода и гибкость, доступ к  качественному образованию - появляются  новые возможности для выбора  курса обучения. Очень легко выбрать  несколько курсов из разных  университетов, из разных стран.  Можно одновременно учиться в  разных местах, сравнивая курсы  между собой. Со временем в  сети появятся самые лучшие  курсы дистанционного обучения  по различным специальностям. Появляются  возможность обучения в лучших  учебных заведениях, по наиболее  эффективным технологиям, у наиболее  квалифицированных преподавателей.

     Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин(возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Люди не всегда могут получить очное образование. Можно зарегистрироваться под другим именем и обучаться инкогнито. В ходе обучения не влияет фактор возраста, не важна разнородность группы. Так, например, собственнику компании трудно, часто невозможно оторваться от бизнеса и для него дистанционное обучение прекрасный выход. Появляются возможности совмещения обучения и основной деятельности.

       Возможность обучения инвалидов  и людей с различными отклонениями.

     При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее  количество иностранных студентов, университеты имеют возможность  увеличить количество студентов  за счет привлечения дистанционных  слушателей из других стран и городов.

     Индивидуальность  систем дистанционного обучения

     Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся  сам определяет темп обучения, может  возвращаться по несколько раз к  отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель  изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует  более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и  получать им навыки самообразования.

       Опыт показывает, что студент,  обучающийся дистанционно становится  более самостоятельным, мобильным  и ответственным. Без этих качеств  он не сможет учиться. Если  их не было изначально, но мотивация  к обучению велика, они развиваются  и по окончанию обучения выходят  специалисты, действительно востребованные  на рынке.

       Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

     Дистанционное обучение делает процесс обучения более  творческим и индивидуальным, открывает  новые возможности для творческого  самовыражения обучаемого.

       Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

     Хорошие результаты дает применение в оде  дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов  для отдыха обучаемого и снятия напряжений.

     Использование современных Интернет технологий и  дистанционного обучения позволяет  легко формировать различные  виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать  проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

      

  1. Недостатки дистанционного обучения

      

     Отсутствие  прямого очного общения между  обучающимися и преподавателем. А  когда рядом нет человека, который  мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

       Необходимость в персональном  компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа  к источникам информации. Нужна  хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться  имеют компьютер и выход в  Интернет, нужна техническая готовность  к использованию средств дистанционного  обучения.

       Высокие  требования к постановке  задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

       Одной из ключевых проблем  интернет обучения остается проблема  аутентификации пользователя при  проверке знаний. Поскольку до  сих пор не предложено оптимальных  технологических решений, большинство  дистанционных программ по-прежнему  предполагает очную экзаменационную  сессию. Невозможно сказать, кто  на другом конце провода. В  ряде случаев это является  проблемой и требует специальных  мер, приемов и навыков у  преподавателей – тьюторов. Отчасти  эта проблема решается с установкой  видеокамер на стороне обучающего  и соответствующего программного  обучения.

Информация о работе Использование интернет-ресурсов в образовании