Использование интернет-ресурсов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Дистанционное образование, его место и функции в общей системе образования
Достоинства дистанционного обучения
Недостатки дистанционного обучения
Перспективы развития дистанционного обучения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

  1. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
  2. Дистанционное образование, его место и функции в общей системе образования
  3. Достоинства дистанционного обучения
  4. Недостатки дистанционного обучения
  5. Перспективы развития дистанционного обучения в России

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
  1. Глобальная  компьютерная сеть Интернет и ее использование  в образовательных  целях
 

     Создание  компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений  в области мультимедиа открывают  неограниченные возможности по обработке  и передаче массива данных практически  в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение  о том, что в обозримом будущем  компьютер станет одним из главных  средств общения между людьми.

     До  начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно  научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов  поддерживали связь друг с другом.

     В последние годы компьютер стал доступным  не только для взрослых, но и для  большинства детей. По исследованию компании "КОМКОН", численность  российских пользователей сети Интернет на начало 2011 года составляет 3,7-3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта "ИнфоАрт", около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то в 2010 году более половины респондентов – 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. Позитивная возможность современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

    Под использованием Интернета в целях  образования в широком смысле понимается применение всех возможных Web-технологий, сервисов и средств  для совершенствования преподавания, обучения и управления образовательными процессами. И исследование имеющихся  результатов такого применения в  деятельности учебных заведений  уже сейчас предоставляет достаточно материала для сопоставления, обобщения  и оценки накопленного опыта.

     Среди полезных образовательных ресурсов можно назвать:

  1. Электронная почта - для обмена информацией между студентами, преподавателями и учебными заведениями. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.
  2. Передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организовать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл (как правило, в формате архива) пересылается как есть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом - передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения.

     Если кто-то хочет предоставить в публичное пользование файлы с информацией, программами и прочим, то ему достаточно организовать на своем компьютере, включенном в Интернет, FTP сервер.

  1. Сервис WWW– всемирная паутина, обеспечивает представление и взаимосвязи огромного количества гипертекстовых документов, включающих текст, графику, звук и видео, расположенных на различных серверах по всему миру и связанных между собой посредством ссылок в документах. С помощью большинства программ со средствами доступа к WWW можно получить доступ и к телеконференциям, куда помещаются сообщения на любые темы– от астрологии до языкознания, а также обмениваться сообщениями по электронной почте.
  2. Доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет. Это, прежде всего сайты издательств и библиотек. На этих сайтах можно ознакомиться с книжными новинками и отзывами на них, заказать нужные книги и периодические издания.
  3. Сайты высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, общественных и государственных организаций. Они значительно облегчают налаживание контактов между вузами, организацию совместных мероприятий, обмен опытом и информацией, проведение конференций и семинаров и т.д.

     На  базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet-учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

     По  мере перехода от типографских учебников  к компьютерным и от них к сетевым  растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время  подготовки учебных пособий, тем  самым увеличивая число доступных  студенту или учащемуся учебных  курсов.

     Однако  гораздо большие перспективы  сулит не электронный учебник  сам по себе, а объединение учебников  с программами, контролирующими  знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися  в реальном времени. В этом плане Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.

     Несмотря  на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где  развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы.

     Рассмотрим  минусы использования Интернета в качестве источника информации, применимо к высшему образованию.

     Первое, что приходит на ум: использование  готовых работ для подготовки к занятиям или сдача их вместо собственных. Здесь мы можем выделить два момента.

     Момент  первый.

     Когда студент сдает работу, скачанную  из Интернета и подписанную своим именем, он нарушает один из трех основополагающих принципов сетевой этики:  принцип «неприкосновенности частной собственности». Применительно к виртуальной этике следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права. Иными словами студент занимается в нарушении авторских прав, плагиате, что по российскому законодательству является преступлением.

     Мы  можем сколько угодно говорить, что  так делают все, и что люди сами публикуют свои работы, но факт остается фактом.

     Момент  второй.

     Скачав  готовую работу и сдав её, или  же использовав её в качестве готового материала при подготовке к занятию, зачету ли экзамену, студент исключает  процесс самостоятельной обработки  и усвоения информации. Ведь, пока он самостоятельно изучает книги, статьи, данные, он усваивает часть из них, выделяет главное, сортирует, структурирует, то есть обучается. Если же работа просто распечатана, теряется смысл самоподготовки, которая является столь же важной частью обучения, как и лекции.

     Другим  отрицательным моментом в использовании  Интернета в качестве источника  информации является недостаточное  качество части информации в сети.

     Под недостаточным качеством имеется  в виду недостоверность или неточность определенной доли информации. Это  опять-таки прежде всего связано  со спецификой Интернет-среды. Огромный объем информации уже существующий в Интернете и поступающий  туда каждый день никто не контролирует и не редактирует, поэтому зачастую информация найденная студентом  может оказаться лишь чьим-то мнением  или гипотезой, а отнюдь не проверенным  фактом, в термине может встретиться  опечатка, толкование может оказаться  неточным или двояким. Вследствие этого  студент не сможет до конца и правильно  разобраться в интересующей его  теме.

     Но  существует и другой взгляд на эту  проблему. Если качество информации в  Интернет не гарантировано и часто  оставляет желать лучшего, то что  можно сказать об уровне подготовки пользователей, которые ищут эту  информацию? Он тоже оказывается не на высоте. Ведь компьютер, все его  системы (поисковые системы Интернета, в частности) это только машина, которая  выполняет запрос пользователя. Каков  запрос – таков результат. Поэтому  в этой проблеме уже скрыто её решение. Интернет как источник получения  информации – вспомогательное средство обучения. Чтобы искать и находить нужную, качественную информацию нужно  обладать определенным уровнем знаний и умений, а не пенять на некачественную информацию. 

     
  1. Дистанционное образование, его  место и функции  в общей системе образования
 

    Изменения в современной системе образования  обусловлены ориентацией на фундаментализацию  и непрерывность образования, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей человека. Средством достижения таких целей должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер и реализованные на базе современных средств информатизации образования.

     С 1995 г. в России разрабатывается система  дистанционного образования (СДО). Она  не заменяет, а дополняет очную  и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная  технология обучения. Она ориентирована  на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

     Дистанционное образование – образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

     Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичнымит средствами Интернет-технологий.

     Несколько слов о нормативно-правовом аспекте  дистанционного обучения.

     Надо  сказать, что эти вопросы еще  не достаточно проработаны в российском законодательстве.

     Во  многих источниках дистанционное обучение представляется как форма получения образования, вместе с тем законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Министерство образования РФ в инструктивном письме разъясняло, что «...для реализации программ высшего и среднего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм обучения. Прием и все виды аттестации в процессе обучения осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования». Это касается того обучения, в результате которого студент получает документ о соответствующем уровне образования с присвоением квалификации.

     Справка: Министерством образования РФ в 1998 г. создан Координационный совет в сфере дистанционного обучения, создан Межвузовский центр дистанционного образования России (на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики – МЭСИ), проводится эксперимент по дистанционному обучению.

     Процесс обучения – суть учебно-воспитательного  процесса, который характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного

обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение. В этом принципиальная разница и отличие дистанционного обучения от систем и программ самообразования, с которыми мы имеем дело при работе с автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радио курсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках.

Информация о работе Использование интернет-ресурсов в образовании