Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

задачи:
-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.
-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
-разработать и апробировать систему по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
-разработать методические рекомендации по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.

Содержание

1. Проблема развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы детей – эффективное средство формирования культуры здоровья.
2. Задачи работы над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре.
3. Организация работы по внедрению инновационных технологий на занятиях по физической культуре.
4. Принципы и способы повышения эффективности единой системы «детский сад – дети – родители – школа».
5. Принципы построения и проведения комплексной диагностики. Результаты.
6. Перспектива на будущее.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.68 Кб (Скачать)

Танцевально-ритмическая  гимнастика.

«Моторчики»

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет  целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Игроритмика.

«Ритмушки-топотушки»

Является основой для  развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих  свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под  музыку, соответственно ее структурным  особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной  выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные  задания и игры.

Игрогимнастика.

«Мы шагаем по планете»

Служит основой для  усвоения ребенком различных видов  движений, обеспечивающих эффективное  формирование умений и навыков. В  раздел входят строевые, общеразвивающие  упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные  и укрепление осанки.

Игротанец.

«Хореографические картинки» 

Направлен на формирование у  воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей  культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические  танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

Игровой самомассаж.

«Превосходное настроение» 

Является основой для  закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа  в игровой форме, дети получают радость  и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка  сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика.

«Фантазёры»

Этот раздел служит для  развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в  увлекательную игру, не только обогащают  внутренний мир ребенка, но и оказывают  положительное воздействие на улучшение  памяти, мышления, развивает фантазию.

Музыкально-подвижные игры.

«Пострелята» 

Содержат упражнения, применяемые  практически на всех занятиях, и  являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования –  все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий  по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика.

«Чарующее зеркальце души» 

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных  упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные  возможности для развития способности  детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения  и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные  задания.

Игропластика.

«Гибкие спинки» 

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и  гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой  форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти  упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение  памяти, мышления, развивают фантазию

Игровой стретчинг.

«Делай как я! » 

Упражнения стретчинга носят  имитационных характер и выполняются  по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей  из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким  образом, чтобы содействовать решению  оздоровительных и развивающих  задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и  т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Игры-путешествия.

« Летучий корабль»

Они включают все виды подвижной  деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность  стать, кем мечтаешь, побывать, где  захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Вышеперечисленные формы  использую на занятиях следующим  образом.

Очень важно в вводной  части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить  детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить своих  воспитанников «вслушиваться» в  ощущения, возникающие в мышцах при  выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В  этом помогают упражнения, которые  дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное  состояние души (например, «Грустный  и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости  от того, в каких формах проявляются  движения - пластически-округлые, плавные  или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и  вызывающие эмоциональный подъем. Все  это помогает гармоническому развитию личности.

На занятиях воспитывается  чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям  специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип  движения с данным предметом. Для  этого дети придумывают новые  способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом  является мяч, то они придумывают  новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.

Другую группу аналогичных  заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («корова», «улитка», «силачи»). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется  способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное  движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется «Салют». Дети принимают свободную  позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище - праздничный салют. Произносится: «Огонь». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ура», вкладывая в этот крик радость  и ликование.

В заключительной части занятия  для восстановления организма провожу  настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство  удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный  настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные  формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме  подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные  атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное  сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими  упражнениями.

В каждом возрастном периоде  физкультурные занятия имеют  разную направленность:

-маленьким детям они  должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в  пространстве, правильно работать  с оборудованием, обучить приемам  элементарной страховки; 

-в среднем возрасте - развить  физические качества (прежде всего,  выносливость и силу);

-в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности  и самостоятельность. 

Поэтому использую разнообразные  варианты проведения физкультурных  занятий:

-занятия по традиционной  схеме (водно-подготовительная часть,  общие развивающие упражнения, основные  виды движений, подвижные игры);

-занятия, состоящие из  набора подвижных игр большой,  средней и малой интенсивности; 

-занятия - тренировки в  основных видах движений;

-ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных  движений;

-занятия - соревнования, где  дети в ходе различных эстафет  двух команд выявляют победителей; 

-занятия - зачеты, во время  которых дети сдают физкультурные  нормы по выполнению основных  видов движений на время, скорость, расстояние;

-самостоятельные занятия,  когда ребенку предлагается вид  движений, дается определенное время,  и он самостоятельно тренируется,  после чего проверяется выполнение  задания. 

Внедряя в работу комплексное  сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что 

1. У детей повышается  интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень  их физической подготовленности, развитие физических качеств:  мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3.Развиваются психические  качества: внимание, память, воображение,  умственные способности. 

4.Происходит воспитание  нравственных качеств, коммуникабельности.

5.Укрепление костно-мышечной  системы, повышение функциональной  деятельности органов и систем  организма. 

6.Создание условий для  положительного психоэмоционального  состояния детей, а значит, благоприятно  сказывается на здоровье каждого  ребенка. 

 

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая  лучшая физкультурно-оздоровительная  программа не сможет дать полноценных  результатов, если она не решается совместно  с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию  и методику.

1. Единство, которое достигается  в том случае, если цели и  задачи воспитания здорового  ребенка хорошо понятны не  только воспитателям, но и родителям,  когда семья знакома с основным  содержанием, методами и приемами  физкультурно-оздоровительной работы  в детском саду, а педагоги  используют лучший опыт семейного  воспитания.

2. Систематичность и последовательность  работы (в соответствии с конкретным  планом) в течение все¬го года  и всего периода пребывания  ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход  к каждому ребенку и к каждой  семье на основе учёта их  интересов и способностей.

В соответствии с этими  основными положениями система  работы с семьёй включает:

I)ознакомление родителей  с результатами диагностики состояния  здоровья ребенка и его психомоторного  развития;

2)ознакомление родителей  с со¬держанием физкультурно-оздоровительной  работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие  ребенка; 

3)обучение конкретным  приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу,  разнообразным видам закаливания. 

4)ознакомление с лечебно-профилактическими  мероприятиями, проводимыми в  ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным  методам оздоровления детского  организма. 

Для реализации этих задач  широко используются в ДОУ:

- информация в родительских  уголках («Здоровей-ка»), в папках-передвижках  («Желанные встречи»), на информационном  стенде «Спорт, здоровье, успех» («Крепыши»,  «Вместе весело шагать…»), консультации («Зловредный Ап-Чих», «Расти здоровым»,  «Движения плюс движение»), устные  журналы и дискуссии с участием  психолога, медиков, инструктора  по физическому воспитанию, а  также родителей с опытом семейного  воспитания («Сохранить здоровье  чтоб…». «Я - девочка. Я - мальчик», «К гармонии через движение»,  «Здоровый образ жизни»), семинары-практикумы («Моя копилка здоровья», «Спортивные  задоринки»), деловые игры и тренинги («Наша традиция - быть здоровыми!»,  «Сохраняем здоровье с ранних  лет») с прослушиванием магнитофонных  записей бесед с детьми, разбором  проблемных ситуаций, решением педагогических  кроссвордов и т.д.;

- «открытые дни» для  родителей с просмотром и (на  видео) и проведением разнообразных  занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных  процедур и т.д.;

- хорошие результаты дает  совместная организация и проведение  спортивных мероприятий, праздников  и развлечений: таких как «Сильнее, выше, крепче», «День спортивного  творчества», «Вместе веселее».

- на информационном стенде  для родителей «Спорт, здоровье, успех» размещаются фотографии  из спортивной жизни детского  сада, информация о здоровье детей,  интересные и занимательные советы  как сохранить и укрепить свое  здоровье и здоровье детей,  например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое. Большой популярностью у родителей пользуется газета детского сада, в которой стала традиционной рубрика «Страничка Здоровья», где инструктор по физкультуре дает ответы на интересующие родителей темы о физическом воспитании и развитии детей, например «Биоритмы вашего ребенка», «Профилактика нарушения осанки, близорукости, плоскостопия», «19 шумных игр», «Организация семейного досуга», «Спортивный уголок дома» и т.д.

Информация о работе Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ