Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

задачи:
-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.
-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
-разработать и апробировать систему по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
-разработать методические рекомендации по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.

Содержание

1. Проблема развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы детей – эффективное средство формирования культуры здоровья.
2. Задачи работы над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре.
3. Организация работы по внедрению инновационных технологий на занятиях по физической культуре.
4. Принципы и способы повышения эффективности единой системы «детский сад – дети – родители – школа».
5. Принципы построения и проведения комплексной диагностики. Результаты.
6. Перспектива на будущее.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.68 Кб (Скачать)

Модель опыта работы по теме:

«Использование инновационных  технологий физкультурно-

оздоровительной работы в  ДОУ».

 

Одной из важнейших теоретических  и практических проблем физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ является внедрение  и использование в процессе физического  развития детей инновационных технологий.

Острота проблемы состоит  в том, что:

- анализ заболеваемости  детей выявляет острую необходимость  изменений во всей системе  образования, начальной ступенью  которого являются ДОУ; 

- показатели здоровья  детей требует принятия эффективных  мер по улучшению их здоровья;

- многие дети нуждаются  в особых технологиях физического  развития, в которых должен быть  учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных  проблем. Эти технологии должны  в первую очередь способствовать  коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального  и общего психического развития.

 

Опыт работы по данной теме включает следующие материалы:

1. Программно целевое планирование  занятий по физической культуре  для всех возрастных групп  ДОУ с использованием технологии  «СА-ФИ-ДАНСЕ» Раскрывает содержание  оздоравливающих, образовательных  и развивающих задач. С опорой  на современные технологии, с  учетом поставленных целей и  возраста детей определены эффективные  методы и приемы проведения  занятий. 

2. Модель использования  танцевально-ритмической гимнастики  «СА-ФИ-ДАНСЕ» на занятиях по  физической культуре Представлена  модифицированный вариант использования  форм работы внедряемой технологии  в сложившейся системе физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ. 

3. Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих  развитию физических качеств  – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях  по физической культуре для  детей 3-7 лет. Является неотъемлемой  частью перспективного планирования. Позволяет равномерно и целенаправленно  распределить нагрузку используемых  игр и упражнений на развитие  физических качеств детей на  занятиях.

4. Картотека распределения  игр и упражнений танцевально-ритмической  гимнастики по возрастам. Составлена  на основе инновационных технологий  и собственных наработок. Материал  систематизирован с учетом учебной  нагрузки и индивидуальных особенностей  детей. 

5. Картотека оздоровительных  упражнений, подвижных игр, утренней  гимнастики в физкультминутках, дыхательных упражнений. Способствуют  физическому развитию детей. Обеспечивают  непрерывность, поэтапность овладения  детьми способов профилактике  плоскостопия, сколиоза, нарушений  органа зрения и т.д. 

6. Карта оценки уровня  развития физических качеств  у детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Карта оценки особенностей проявления эмоциональной сферы ребёнка  в движении. Подобраны тестовые задания  согласно возрастным показателям, направленные на определения уровня развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы дошкольников.

7. Папка-передвижка для  родителей по укрепле¬нию здоровья  детей Размещаются фотографии  из спортивной жизни детского  сада, информация о здоровье детей,  интересные и занимательные советы  как сохранить и укрепить свое  здоровье и здоровье детей.  «Страничка Здоровья», где инструктор  по физкультуре дает ответы  на интересующие родителей темы  о физическом воспитании и  развитии детей. 

 

Итогом реализации данной технологии явилась положительная  динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду 221 ребенок, детей с 1 группой здоровья – 167, 52 ребёнка со 2 группой (это хронические  заболевания аденоиды и бронхит), 2 ребенка с 3-тьей группой (ВПС, отслойка сетчатки, косоглазия). Диспансерных детей  нет. Средняя посещаемость – 86%. По полученным результатам диагностики видно, что произошел качественный рост по всем показателям. Высокий уровень  развития физических качеств вырос  на 4,5%, в двигательно-эмоциональной  сфере высокий уровень вырос  на 12% 9. Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную  динамику уровня развития детей, что  подтверждает эффективность использования  разработанной системы внедрения  технологии «Са-фидансе» в физкультурно-оздоровительную  работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике  выполнения движений и выразительность  в моторике. У детей появился эмоциональный  отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели  стали замечать, что у них появилась  выносливость в различных видах  деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они  стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что  улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода  и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и  позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

 

Опыт работы по теме инструктора  по физической культуре Березняк Л.Н. МДОУ детского сада №22 «Радуга»  ст. Лысогорской»  Георгиевского района

 

«Использование инновационных  технологий физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ».

 

• Обосновала важность формирования культуры здоровья у детей дошкольного  возраста посредствам использования  инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной  работы.

• Определила принципы работы и специфические задачи внедряемых технологий физического развития, в  которых учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

• Выделила наиболее эффективные  способы повышения уровня развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы дошкольников.

 

План.

 

1. Проблема развития физических  качеств и эмоционально-двигательной  сферы детей – эффективное  средство формирования культуры  здоровья.

2. Задачи работы над  проблемой создания устойчивого  интереса к занятиям по физической  культуре.

3. Организация работы по  внедрению инновационных технологий  на занятиях по физической  культуре.

4. Принципы и способы  повышения эффективности единой  системы «детский сад – дети  – родители – школа».

5. Принципы построения  и проведения комплексной диагностики.  Результаты.

6. Перспектива на будущее. 

 

«Использование инновационных  технологий физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ».

 

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в  последнее десятилетие, потребовали  серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том  числе для детей дошкольного  возраста. Именно в период дошкольного  детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой  и спортом, навыков здорового  образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.

С ХХI веком в нашу жизнь  стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные  данные о системном ухудшении  состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и  др.) определяющими причинами сложившейся  ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы  медицинского обслуживания, недостаточное  финансирование образовательных учреждений. В то же время во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим  является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной  здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и  двигательной подготовленности.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.  Перемены, происходящие в обществе, затрагивают  и сферу образования. Согласованность  в деятельности политиков, учёных и  практических работников в образовании  может прогрессивно сказаться на общечеловеческой культуре, в том  числе и физическом развитии личности. Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений  во всей системе образования, начальной  ступенью которого являются ДОУ.

Таким образом, основополагающим принципом работы учреждений образования  является единство интеллектуальной и  физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре. Осознание  большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению  новыми методиками и технологиями в  направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный  результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.

Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определить

задачи:

-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.

-раскрыть знания аналитического  подхода в физкультурно-оздоровительной  работе в ДОУ. 

-разработать и апробировать  систему по физкультурно- оздоровительной  работе в дошкольном учреждении.

-разработать методические  рекомендации по физкультурно- оздоровительной  работе в дошкольном учреждении.

Общетеоретической основой  исследования явились труды педагогов  Болдурчиди П.П., Глазыриной Л.Д., Доскина  В.А., Ефименко Н.Н., Кожуховой Н.Н., Руновой  М.А., Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г., Шебеко В.Н., Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б., АлямовскойВ.Г., Яковлева Л.В.

 

       Анализ  существующей системы физкультурно-оздоровительной  работы с детьми в ДОУ №22

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных  мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей  детей, которые посещают детский  сад, показало, что родители мало знают  о том, как укрепить здоровье ребёнка  с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они  зачастую оберегают своих малышей  от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества  в подвижных играх.

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей  при поступлении в детский  сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается  возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается  неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат  за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет  гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются  в особых технологиях физического  развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения  этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в  процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных  методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Поэтому в дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется  программа П.П. Болдурчиди по физической культуре «Здоровье», которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых  двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как  сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используется авторская технология Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой  гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных  и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной  сферы детей. Основной целью программы  является содействие всестороннему  развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый  двигательный режим, положительный  психологический настрой, хороший  уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому  и умственному развитию.

Работа по формированию пред¬ставления и навыков здорового обра-за жизни  реализуется через все виды деятельности детей и детском саду. С учетом этого была разработана модель организации  физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

При разра¬ботке данной модели и ее реализации были выбраны современные  методические походы к проблемам  образования детей дошкольного  возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации регионального  направ¬ления, разработанные зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО  Т.Г. Олешкевич в 2001 году. Для систематизации образователь¬ной работы была принята  про-грамма образовательного учрежде¬ния  по формированию представле¬ния и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение  родителей к закреплению навыков  здорового образа жизни.

Работая над проблемой  создания устойчивого интереса к  занятиям по физической культуре, я  поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в  решении задачи по формированию желания  выполнять физические упражнения ежедневно.

Так как же сделать физкультурное  занятие радостным событием и  потребностью в режиме дня дошкольника?

И мы нашли выход, соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Ж.Е. Фирилёвой «СА-фи-дансе», авторской  программы Н.Н.Ефименко «Театр физического  развития», Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая  ритмическая гимнастика». С этой целью была разработана система  использования технологии «СА-фи-дансе» на занятиях по физической культуре. Эта  система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:

Информация о работе Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ