Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования - разработать методику изучения электроколебательных процессов с помощью компьютера.
- Компьютер;
- Периферийные устройства;
- Принтер;
- Сканер;
- Проектор;
- Цифровая фотокамера и видеокамера;
- Веб - камера.
5. Специализированное оборудование.
Специализированное
аппаратное обеспечение бывает двух
видов: научное и учебное. К научному
можно отнести, например, специальную
плату, с помощью которой ПК можно
использовать в качестве высококачественного
осциллографа. Устройства учебного назначения
больше подходят именно для изучения физики;
к ним относятся различные датчики и блоки,
обеспечивающие их совместную работу
с компьютером. Примером такого оборудования
может служить комплект «Лаборатория
L - микро», в который входят блок сопряжения
с компьютером и наборы датчиков для измерения
механических, термодинамических и других
физических величин. А также измерительный
комплекс нового поколения «Архимед»,
действующий на базе карманных компьютеров
«Palm».
1.2.Информационные технологии на уроке физике
В век развития информационных технологий у учителя появилось самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств обучения - компьютер, а информационные технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. При изучении данных предметов информационные технологии могут стать эффективным вспомогательным средством.
Школьникам, начинающим изучать физику в средней школе, очень важно первое представление об этой науке, полученное на начальных этапах изучения предмета. Мало кто из подростков может точно определить в возрасте 13-14 лет, насколько важно знание физики в дальнейшей жизни и понадобится ли оно при продолжении образования. Именно поэтому так важно первое впечатление ребёнка от уроков физики и поэтому на первый план в этот период выходит создание условий, при которых всё, что происходит на уроке, интересно, посильно и легко запоминается. В дальнейшем, когда многие начинают осознавать, что физика очень многогранна и достаточно сложна, интерес, приобретённый к науке на этом этапе, будет помогать учащимся преодолевать сложности, возникающие у них при изучении предмета.
Одним из средств, помогающих в этом нелёгком деле, являются современные информационные технологии. Большинство современных школьников интересуются компьютером, легко усваивают средства Microsoft Office, в том числе и программу Power Point.
Современная физика не в силах обойтись без информационных технологий в силу особенностей самого предмета. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Использование программы Power Point возможно как для создания мультимедийных уроков, в виде слайдов, поясняющий новый учебный материал учащимся и заменяющий такие, не слишком удобные в применении, средства наглядности, как графопроектор, диапроектор, печатные таблицы и прочее, так и для предоставления возможности проведения уроков-экспериментов, уроков-практикумов, фрагментов проверки и контроля знаний учащихся, а также может являться источником дополнительных знаний по истории физики, и по истории развития отдельных вопросов и тем, кроме прочих преимуществ, позволяет учителю на уроке более рационально использовать время, заменяя процесс записи на доске с помощью мела таким же по последовательности и логике процессом вывода формул на экран, с помощью учащихся и без него. Т.е. мультемедийные технологии не заменяют собой процесс общения ученика и учителя, а только помогает последним найти общий язык.
Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:
Презентации, используемые нами на роках физики, разработаны в разных направлениях. Одни предназначены для помощи в объяснении нового материала, другие, разработанные в виде исторических вставок, рассказывают о жизни наиболее значимых в физике людей, третьи описывают исторические события, связанные с использованием тех или иных открытий, сделанных в физике. Четвертые, применяемые для внеклассной работы, рассчитаны на привитие интереса к предмету.
Презентации
демонстрируются самим учителем
или учащимися, выполнившими работу,
непосредственно в кабинете физики,
с помощью переносного
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы), для обобщения материала в виде игр и викторин.
Объяснение
нового материала, сопровождаемое презентацией,
позволяет рассматривать
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации.
Сегодня практически не встретишь учителя, который бы не владел элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, учителя пытаются использовать данное средство в своей работе.
При использование ИТ. на уроках физики повышается интерес к изучению предмета, расширяются возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов.
В курс физики средней школы включены разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. Например, "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. В любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания, а многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходит компьютер и информационные технологии.
Кроме того, многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. С помощью компьютера можно создать модель таких явлений, при этом существует возможность изменять условия протекания того или иного процесса.
Физика - это наука, при изучении которой проводится огромное количества опытов, экспериментов, выводятся формулы, законы, происходит знакомством с выдающимися учеными, внесшими вклад в науку. Изучение физики не может происходить без лабораторных работ, а физические лаборатории изрядно поизносились или морально устарели. Проблема наглядности, и отсутствия демонстрационного оборудования стоявшая, так остро последние годы, с помощью внедрения виртуальных лабораторий решается в одночасье.
Компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИТ. на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Можно
придумать много различных
При
разработке урока есть возможность
предусмотреть различные
При объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент) можно использовать медиаресурсы. Возможно применение для демонстраций видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а дополняя и при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления.
В современном процессе обучения информационные технологии являются незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – использовать графические иллюстрации, интерактивные анимации и физических видеоэксперименты. Все это повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.
Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
Некоторые способы применения ИКТ на уроках физики:
1. Компьютерные демонстрации
Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение. Достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа машин. Достаточно одного компьютера, чтобы начать работать по этой технологии и видеопроектора, или комплекса, - компьютер плюс телевизор.
2. Компьютерное моделирование
Эта компьютерная технология обучения является мощным научным направлением, которое разрабатывается уже десятки лет. Применение этой компьютерной технологии в школе имеет большое будущее, так как компьютерное моделирование является мощным инструментом познания мира. На уроках для исследования можно использовать готовые модели или создавать их самостоятельно. Применяется как индивидуальная, так и групповая форма создания компьютерных моделей учащимися.