Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:06, реферат
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение.
Напротив, чрезмерное увлечение внешней
занимательностью и перенасыщение
урока броским наглядным
Порой в дидактических играх можно увидеть огромные красочные плакаты, на изготовление которых затрачено много труда и времени, но которые обладают малой методической емкостью (их можно использовать лишь к одной задаче или игре)» (Земцова Л.И., ж.Начальная школа № 10, 1988 г.).
Отсюда встает вопрос: «А каковы условия организации дидактических игр, обеспечивающих активизацию познавательных интересов учащихся на уроке?». Вероятнее всего, такие игры должны быть построены таким образом, чтобы незавершенность сюжета обеспечивала бы легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении собственно учебных заданий. Одной из условий этого – простота и емкость наглядности и редуцированный сюжет игровой ситуации.
Психологические исследования показывают, что место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением деятельности учащихся с наглядным материалом к той деятельности, которая составляет суть процесса обучения. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности зависит от того, способствует ли деятельность, непосредственной целью которой является освоение этой наглядности, основной деятельности по овладению учащимися знаниями, ради усвоения которых и используются эти средства наглядности. Если эти две деятельности не связаны между собой, то наглядный материал бесполезен, а иногда даже может играть роль отвлекающего фактора.
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль; если ранее игра являлась предпосылкой для включении учащихся в учения, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактической прием. При этом все чаще и чаще следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам. Примером этого являются такие игры, как «Догони число и вернись обратно», «Заселяем дома», «Молчанка».
Особым видом игр, реализующихся функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры – соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, записать все пример на сложение к заданному числу, вставить в пример недостающее число и др. Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.
Заключение
«Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решить воспитательные и образовательные задачи. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника». (Земцова Л.И. ж.Начальная школа № 10, 1988 г.).
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования определенных навыков.
В процессе игры у детей формируются
общеучебные умения и навыки, в
частности умения контроля и самоконтроля,
формируются такие черты
Но, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания.
Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам изучаемого материала, реализующееся в различных формах работы учащихся; в процессе которой дети осваивают стороны учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем, - оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра в учителя – важное средство выработки адекватной самооценки, повышающее ответственность учащихся и позволяющее творчески овладевать учебным материалом.
Использование дидактических игр
позволяет рассматривать
«… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». (Амонашвили Ш.А., «Школа жизни»).
Использование детской художественной литературы для наполнения содержания дидактической игры.
В.А.Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал на основе художественных текстов не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. «Использование такого материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Умело подобранный дидактический материал развивает воображение, образное мышление, снимает утомление у детей. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание сохранять растения и животных». (Сопранова, ж.Начальная школа № 7-8, 1992 г.).
Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового, при его закреплении. Хорошо «подслушанные в природе разговоры» записать на магнитофон, а затем прослушивать их.
Тема урока «В гости к осени» (Плешаков А.А. 1 кл.).
Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливается основной фактор, который повлиял на эти изменения - температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.
- Как готовятся звери к зиме? Послушайте, как рассказали об этом кабанчик и лисенок.
- Ай, яй, яй, ты же совсем голы, Кабанчик! Щетинка редкая да еще жестка. Как же ты зимовать будешь?
- Худой ты до чего, лисенок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая, шубка теплая – не замерзну!
- А у меня ху-хуже думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!
- Что помогает перезимовать дикому кабану?
- Как готовится к зиме лисенок?
- Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а мышь их у меня таскает … Ах злодейка!
- Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!
- Какие звери на зиму запасают корм?
Так в интересной форме «подслушанные разговоры» помогли детям разобраться, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым, откладывается жир. Все это поможет им перенести зиму*.
Но, сознавая пользу дидактического материала, не отказываются от обычных видов занятий на уроке: работы с учебником, у доски и т.д.
Список литературы
* Возможно изменение: учитель заранее готовит инсценировки.
Информация о работе Использование дидактической игры на уроках