Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:06, реферат
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение.
Элементы занимательности
при отработке навыков
Изучение табличного умножения и соответствующих случае деления – центральная тема курса математики во II классе. Знанию таблицы умножения всегда придали большое знание.
Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путем.
Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Поэтому, чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, проводятся различные дидактические игры, которые помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.
Сознавая пользу дидактических игр, не отказываются от обычных видов занятий на уроке: работы с учебником, у доски, под диктовку учителя и т.д.
Дидактические игры 0 одна из форм учебной деятельности. Поэтому на проведение игры отводится всего несколько минут – от 5 до 10. Причем игровой момент может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Цель данных дидактических игр – помочь отработать вычислительные навыки табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления в интересной, увлекательной форме.
«Составь слово»
На доске записан ряд числе, под числами написаны буквы. Записав ответы арифметического диктанта в тетрадь, подписав под числами буквы, дети угадывают слово.
В данной игре осуществляются и межпредметные связи, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.
«Лучший счетчик»
На доске записаны пример: справа и слева, их количество одинаковое.
9*9; 3*8; 7*8; 9*4 и т.д. 4*8; 9*3; 6*7; 7*3 и т.д.
По команде учащиеся записывают ответы; один – слева, другой – справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Во время проведения физминуток тоже можно проводить игры, способствующие прочному запоминанию таблицы умножения. Учитель называет пример, бросает ученику мяч, тот возвращает мяч с ответом.
«Делится – не делится».
Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.
«Сорбонки» - это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, а на другой – ответ.
Играя, ученик перебирает карточки: угадал, не угадал? Угадал, карточка ложится в одну сторону. Забыл, карточку откладывает в другую Постепенно остаются карточки с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то и продолжается тренировка.
Высокая эффективность применения «сорбонок» объясняется тремя важными свойствами:
- концентрируется внимание на тех элементах таблицы, которые плохо усвоены.
- увеличивается число
- раскрепощается память, что обеспечивает легко запоминание.
Итак; использование таких игр на уроке помогает воспитывать у детей неподдельный интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала.
Формирование в процессе игры общеучебных умений
и навыков самостоятельного решения задач
«Организация дидактической
Затем учитель просит привести пример аналогичных зада, соответствующих данной модели, и путем варьирования несущественных признаков, т.е. изменения конкурентных чисел и ситуации, рассмотреть эту модель и составить задачи, обратные данной.
Такая схема работы над задачей реализуется не только на материале данной зависимости, но и других. Например: «Время, скорость, расстояние».
Таким образом, через дидактическую игру реализованную на различном учебном материале, идет активное овладение учащимися способов решения типовых задач.
Особенности использования игровых приемов
при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Среди множества способов, для запоминания слов, дают хороший эффект, разнообразят урок, вносят элемент игры, делая его более интересным и привлекательным различные дидактические игры и элементы занимательности.
Например, прибегают к помощи ребусов и кроссвордов.
О |
О |
О |
К такому кроссворду дается пояснения-загадка:
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)
В данном случае кроссворд или ребус не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.
А |
У |
А |
Две гласных «А» и «У» одна
Угадайте-ка, друзья,
Очень много хруста
Издает … (капуста)
На первом этапе изучения слов с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого выделяют цветным мелом нужную орфограмму.
О |
Р |
О |
Прошу Вас все слова назвать.
Где-ОРО-надо написать
(мороз, горох, город)
Для правильного закрепления
Интересна работа по подбору слов с общим признаком. Учитель диктует слова (или записывает на доске), предлагает детям подобрать и записать еще одно слово.
Капуста, морковь … (картофель) – овощи (общий признак). Село, город, … (деревня) – населенные пункты. Воробей, ворона .. (сорока) – птицы. Заяц, лиса, … (медведь) – дикие животные и т.д.
Последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово. С этой целью применяются такие виды дидактической игры, как:
Однажды, в студеную зимнюю пору.
Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Однажды, мороз)
Итак, словарная работа в начале урока, построенная на системе разнообразных дидактических игр, вносит элемент неожиданности, позволяет включиться ученику в активную умственную деятельность. Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делает их более интересными, что способствует общему развитию школьника.
Дидактические игры и упражнения
на уроках изобразительного искусства
«Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности учащихся: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему». (Зеленина Е.Л., ж.Начальная школа № 11, 1990 г.).
Полагается. Что в методике руководства изобразительной деятельностью учащихся важно сохранить игровой способ, так как он дает возможность решать специфические задачи изобразительной деятельности. Опыт, приобретаемый учащимися в дидактических играх, поможет им на уроках изобразительного искусства.
Главная задача дидактических игр – эстетическое воспитание учащихся. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное искусство как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры могут стать эффективным средством для активизации этого процесса.
Понятие «форма» и «цвет» - это
первое, с чем должен познакомиться
учащиеся. Для правильного восприятия
формы предмета ее следует соотнести
с соответствующим
Большое значение в развитии художественного творчества имеют уроки тематического и декоративного рисования. Но творчество учащихся без знаний, умений и навыков, полученных на уроках рисования с натуры, было бы неполным. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитее графических умений и навыков. Слабые графические навыки сдерживают творческую активность учащихся.
Длительность одной игры – 3-5 минут. Объяснение содержания – кратко, понятно, эмоционально. Все дидактические игры согласуются с последующей изобразительной деятельностью.
Например, игра «Палитра осени» - проводится в начале любого урока, связанного с осенней тематикой.
Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по названию цветов, какие цвета следует смешать чтобы получить третий и наоборот.
Материал: карточки – задания с
указанием, какие цвета надо смешать
и наоборот: дан цвет, нужно определить,
какие два цвета следует смешат
Содержание: каждый ученик получает карточку – задание, где он выполняет задания:
Для развития наблюдательности и памяти проводится игра «Что бывает осенью?». Материал: карточки с изображением различных времен года.
Содержание игры: учитель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, учащиеся должны определить признаки осени.
Правило игры: Учащиеся сидят согнув руки в локтях и установив их на парту. При показе карточки с изображением признака осени учащиеся хлопают в ладоши. Если учащиеся неверно определили признак осени, они выбывают из игры (опускают руки на парту).
Итоги игры проводятся как индивидуальные, так и коллективные – по рядам.
Перечисленные дидактические игры – только небольшая часть из возможных структур игровых действий на уроках изобразительного искусства. Зная программные требования, своеобразие дидактических игр и упражнений, владея искусством руководства игрой, учитель может разрабатывать новые варианты знакомых детям игр и создавать новые игры, которые помогут активизировать художественно-творческую деятельность учащихся на уроке и более успешно решать вопросы эстетического воспитания.
Особенности использования наглядного материала
при организации дидактических игр
Подготовленный к игре наглядный материал должен полностью соответствовать целям и задачам дидактической игры. «Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а за тем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.
Информация о работе Использование дидактической игры на уроках