Использование дидактической игры на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение.

Работа содержит 1 файл

ispolzovanie_didakticheskoy_igry_na_urokah.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 

Элементы занимательности  при отработке навыков табличных  случаев умножения и соответствующих  случаев деления

 

Изучение табличного умножения  и соответствующих случае деления  – центральная тема курса математики во II классе. Знанию таблицы умножения всегда придали большое знание.

Современная методика требует, чтобы  дети не только знали таблицу, но и  поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путем.

Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Поэтому, чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, проводятся различные дидактические игры, которые помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.

Сознавая пользу дидактических  игр, не отказываются от обычных видов  занятий на уроке: работы с учебником, у доски, под диктовку учителя  и т.д.

Дидактические игры 0 одна из форм учебной деятельности. Поэтому на проведение игры отводится всего несколько минут – от 5 до 10. Причем игровой момент может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Цель данных дидактических игр – помочь отработать вычислительные навыки табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления в интересной, увлекательной форме.

«Составь слово»

На доске записан ряд числе, под числами написаны буквы. Записав  ответы арифметического диктанта в тетрадь, подписав под числами буквы, дети угадывают слово.

В данной игре осуществляются и межпредметные  связи, так как могут быть составлены словарные слова или слово  на какое-либо правило.

«Лучший счетчик»

На доске записаны пример: справа и слева, их количество одинаковое.

9*9; 3*8; 7*8; 9*4 и т.д.   4*8; 9*3; 6*7; 7*3 и т.д.

По команде учащиеся записывают ответы; один – слева, другой – справа. Выигрывает тот, кто первым справится  с заданием.

Во время проведения физминуток тоже можно проводить игры, способствующие прочному запоминанию таблицы умножения. Учитель называет пример, бросает ученику мяч, тот возвращает мяч с ответом.

«Делится – не делится».

Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.

«Сорбонки» - это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых  написаны отдельные элементы таблицы, а на другой – ответ.

Играя, ученик перебирает карточки: угадал, не угадал? Угадал, карточка ложится  в одну сторону. Забыл, карточку откладывает в другую Постепенно остаются карточки с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то и продолжается тренировка.

Высокая эффективность применения «сорбонок» объясняется тремя важными  свойствами:

- концентрируется внимание на  тех элементах таблицы, которые плохо усвоены.

- увеличивается число тренировок.

- раскрепощается память, что обеспечивает  легко запоминание. 

 Итак; использование таких игр  на уроке помогает воспитывать  у детей неподдельный интерес  к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала.

 

 

Формирование в процессе игры общеучебных  умений

и навыков самостоятельного решения задач

 

«Организация дидактической игры на материале составления задач  возможна при глубоком понимании структуры задачи и этапов ее решения» (Земцова Л.И., ж. «Начальная школа» № 10, 1988) Например, при изучении темы «Цена, количество, стоимость» целесообразно организовать игру «Магазин». Играя, учащиеся составляют задачи, в которых следует определить цену (количество, стоимость). Составленные задачи решаются, а затем внимание акцентируется на графической модели, изображенной на плакате. При этом учащиеся формируют правило, по которому они находили искомое

 

 


 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Затем учитель просит привести пример аналогичных зада, соответствующих данной модели, и путем варьирования несущественных признаков, т.е. изменения конкурентных чисел и ситуации, рассмотреть эту модель и составить задачи, обратные данной.

Такая схема работы над задачей  реализуется не только на материале данной зависимости, но и других. Например: «Время, скорость, расстояние».

Таким образом, через дидактическую  игру реализованную на различном  учебном материале, идет активное овладение  учащимися способов решения типовых  задач.

 

 

Особенности использования игровых приемов

при изучении слов с непроверяемыми написаниями

 

 

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе  является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой  ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Среди множества способов, для запоминания слов, дают хороший эффект, разнообразят урок, вносят элемент игры, делая его более интересным и привлекательным различные дидактические игры и элементы занимательности.

Например, прибегают к помощи ребусов  и кроссвордов.

 

О

 

О

 

О


К такому кроссворду дается пояснения-загадка:

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще … (молоко)

В данном случае кроссворд или ребус не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

 

А

 

У

   

А


Две гласных «А» и «У» одна

Угадайте-ка, друзья,

Очень много хруста

Издает … (капуста)

На первом этапе изучения слов с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого выделяют цветным мелом нужную орфограмму.

 

О

Р

О

 

Прошу Вас все слова назвать.

Где-ОРО-надо написать

(мороз, горох, город)

Для правильного закрепления написания  слов используются шуточные вопросы-подсказки, например:

  1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)
  2. В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога).
  3. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель)
  4. Какие слова любит лягушка? (квартира, Москва).

Интересна работа по подбору слов с общим признаком. Учитель диктует  слова (или записывает на доске), предлагает детям подобрать и записать еще  одно слово.

Капуста, морковь … (картофель) – овощи (общий признак). Село, город, …  (деревня) – населенные пункты. Воробей, ворона .. (сорока) – птицы. Заяц, лиса, … (медведь) – дикие животные и т.д.

Последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная  работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово. С этой целью применяются такие виды дидактической игры, как:

  1. написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.
  2. Учитель читает стихотворения, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору.

Я из лесу вышел; был сильный мороз.  (Однажды, мороз)

Итак, словарная  работа в начале урока, построенная на системе разнообразных  дидактических игр, вносит элемент  неожиданности, позволяет включиться ученику в активную умственную деятельность. Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делает их более интересными, что способствует общему развитию школьника.

 

Дидактические игры и упражнения

на уроках изобразительного искусства

 

«Использование дидактических  игр в руководстве детской  изобразительной деятельностью  продиктовано своеобразными связями  игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются  художественные способности учащихся: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему». (Зеленина Е.Л., ж.Начальная школа № 11, 1990 г.).

Полагается. Что в методике руководства  изобразительной деятельностью  учащихся важно сохранить игровой  способ, так как он дает возможность  решать специфические задачи изобразительной деятельности. Опыт, приобретаемый учащимися в дидактических играх, поможет им на уроках изобразительного искусства.

Главная задача дидактических игр  – эстетическое воспитание учащихся. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное искусство как продуктивный вид деятельности создает  все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры могут стать эффективным средством для активизации этого процесса.

Понятие «форма» и «цвет» - это  первое, с чем должен познакомиться  учащиеся. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести  с соответствующим геометрическим образом, а если форма предмета более сложная, то «разделить» предмет на составляющие его отдельные элементы. И определить соотношение элементов между собой Аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определенные дидактические игры и упражнения.

Большое значение в развитии художественного  творчества имеют уроки тематического  и декоративного рисования. Но творчество учащихся без знаний, умений и навыков, полученных на уроках рисования с натуры, было бы неполным. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитее графических умений и навыков. Слабые графические навыки сдерживают творческую активность учащихся.

Длительность одной игры – 3-5 минут. Объяснение содержания – кратко, понятно, эмоционально. Все дидактические игры согласуются с последующей изобразительной деятельностью.

Например, игра «Палитра осени» - проводится в начале любого урока, связанного с  осенней тематикой.

Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по названию цветов, какие цвета следует смешать чтобы получить третий и наоборот.

Материал: карточки – задания с  указанием, какие цвета надо смешать  и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Содержание: каждый ученик получает карточку – задание, где он выполняет задания:

  1. два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается нераскрашенным.  Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник.
  2. Прямоугольник раскрашен желто-зеленым цветом, рядом с ним – два нераскрешнных прямоугольника, соединенные знаком «+». Учащиеся раскрашивают их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый.

Для развития наблюдательности и памяти проводится игра «Что бывает осенью?». Материал: карточки с изображением различных времен года.

Содержание игры: учитель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, учащиеся должны определить признаки осени.

Правило игры: Учащиеся сидят согнув руки в локтях и установив их на парту. При показе карточки с изображением признака осени учащиеся хлопают  в ладоши. Если учащиеся неверно определили признак осени, они выбывают из игры (опускают руки на парту).

Итоги игры проводятся как индивидуальные, так и коллективные – по рядам.

Перечисленные дидактические игры – только небольшая часть из возможных  структур игровых действий на уроках изобразительного искусства. Зная программные требования, своеобразие дидактических игр и упражнений, владея искусством руководства игрой, учитель может разрабатывать новые варианты знакомых детям игр и создавать новые игры, которые помогут активизировать художественно-творческую деятельность учащихся на уроке и более успешно решать вопросы эстетического воспитания.

 

Особенности использования  наглядного материала

при организации дидактических игр

 

Подготовленный к игре наглядный  материал должен полностью соответствовать целям и задачам дидактической игры. «Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а за тем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.

Информация о работе Использование дидактической игры на уроках