Использование активных методов на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: Раскрытие основных активных методов обучения на уроках информатики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить основные аспекты использования активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint».
2. Проанализировать литературу по данной теме.
3. Разработать план-конспект урока информатики по теме «…» с использованием активных методов обучения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы решения проблемы использования активных методов на уроках информатики
1.1. Активные методы обучения на уроках информатики
1.2. Исследование и использования активных методов метод проектов. на уроках информатики
2. Методика использования активных методов обучения на уроках информатики
2.1. Особенности организации учебной деятельности с использованием активных методов обучения
2.2. Применение активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint» (план-конспект)
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной инфор­мации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную са­мостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.

На итоговое занятие этапа все участники приносят свои наработки. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над проектом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп. Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.

Презентация полученных резуль­татов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме­стная презентация участниками результатов работы надо проектом; сов­местная презентация результатов на различных конкурсах проектов.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей дея­тельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, до­пущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участни­кам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового об­щения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на реше­ние проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. 

 

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Критерии оценки проектной деятельности:

- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
- Качество оформления.

- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Защита своих проектов —важнейший итог реализации данной образовательной программы.

 

 


2. Методика использования активных методов обучения на уроках информатики

2.1. Особенности организации учебной деятельности с использованием активных методов обучения

Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать диалог (групповую дискуссию), в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток была взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Так определились темы минуток («Что может компьютер», «Дисплей – отважный капитан», «Чудо – принтер», «Знакомимся с дискетой» и т.д.). На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося была книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера (метод проектов). По ходу проведения информационных минуток необходимо показывать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель почерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем. Поощрять участие детей в подготовке и проведении минуток.

Для учащихся 5 – 8 классов можно предложить создать мини – проекты, например, верстка книжки в текстовом редакторе Word. Предлагаются файлы с необходимыми картинками и текстами, а также файл с обложкой. Все страницы книги должны иметь одинаковую структуру: заголовок, картинка, текст. Если при верстке использовать стили редактора Word, то работа над книгой будет быстрой, а все ее страницы будут иметь одинаковый вид, как в настоящей книге. Очень интересно и увлекательно проходит опрос учащихся по теме «История развития вычислительной техники» в форме баскет-метода.

Для проведения этого занятия учителем готовится несколько «экспонатов» для нескольких залов «виртуально» музея компьютерной техники. Причем «экспонаты» для каждого зала подбираются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве «экспонатов» можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техники, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров разных поколений. Приведу пример набора экспонатов одного «виртуального» зала. Название зала – «Машины II поколения». Перечень «экспонатов»: фотография БЭСМ -6, ЭВМ «Сетунь», фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема структуры ЭВМ II поколения, таблица с краткими сведениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д. «Экскурсовод» должен в течение 5 минут подготовить рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 «советника». Основную «интригу» рассказа учащиеся выбирают сами.

Учащиеся 9 – 11 классов, имеющие высокий уровень работы на компьютере готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются видеопроекты. Под видеопроектами подразумеваем всю совокупность работ над видеофильмом: выбор темы; поиск информации; написание сценария; изготовление костюмов, декораций, кукол; распределение ролей; процесс съемки; монтаж готового фильма из видеоклипов и его озвучивание; представление и демонстрация фильма. Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационные, документальные, игровые. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы. Также старшеклассникам интересны уроки в виде деловых игр. Например, девятиклассникам можно предложить деловую игру «Создание рекламного плаката графическими средствами TURBO PASCAL». Плакат должен включать в себя картинку и текст. Ученикам 10–11 класса будет интересна деловая игра «Составление сводных расчетных таблиц с использованием Excel»: некоторая фирма, занимающаяся аналитической деятельностью, получает заказы на составление расчетных таблиц. Эти заказы распределяются по отделам, начальники которых представляют отчеты о выполнении заказа, а также о работе своих сотрудников. В фирме имеется машинописное бюро, которое обеспечивает нужды офиса. Кроме того, расчетной деятельностью приходится заниматься и директору фирмы, решая вопрос о выплате денег сотрудникам.


          2.2. Применение активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint» (план-конспект)

Тезисы к уроку

Урок информатики в 8 классе проводится при изучении темы  «Технология мультимедиа»,  после изучения темы «Работа с текстом и графикой в среде «MSPowerPoint». Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью индивидуальной работы по карточкам и  фронтального опроса (по окончании ответов учащихся на доске появляется обобщающий слайд по данному вопросу). Выяснив основные этапы создания презентации и неумения создавать анимацию,  учащиеся переходят к изучению нового материала. 
В изучении новой темы дается определение анимации, выясняется её необходимость и возможность создания анимации любым человекам. Принцип создания анимации в среде PowerPoint объясняется на примере, с помощью интерактивной презентации. Затем учащиеся изучают некоторые виды анимации самостоятельно, для этого им предлагается  презентация (она же показывает возможность использования презентации на других предметах), в которой необходимо создать анимацию.
В целях закрепления умений и навыков учащимся предлагается работа над мини проектом. Класс делится на группы. Каждой группе раздается последовательность работы над проектом (таблица1), и несколько презентаций для анализа. Заполняя третью колонку, учащиеся, сами того не подозревая, формируют описание проекта. Группы выполняют задание и затем его представляют (защищают). Представление проекта сопровождается презентацией, которая составлена с учетом полученных знаний на уроке.
В ходе обсуждения результатов проектов выявляются единые требования к созданию презентации, критерии её оценки. Рассматривается вопрос о возможности и цели использования презентаций в разных областях, изучаемых предметах.

«Анимации в среде MS PowerPoint»

Тип урока: комбинированный урок. 

Вид урока: создание и защита проекта

 

Цели урока:


Образовательная:

        закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint, работы с текстом, графикой,

        познакомить учащихся с понятием анимации и возможностью использования анимации в среде MS PowerPoint.

        показать значимость работы с презентацией, возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем, практическое применение знаний по информатике.

Развивающая:

o         развитие логического мышления, мировоззрения учащихся

o         развитие навыков самостоятельной работы и работы в группах, коммуникативных способностей учащихся на разных этапах урока.

o         развития умения работать с информацией.

Воспитательная:

        прививать эстетические навыки в оформлении презентации

        формирование интереса к предмету и межпредметных связей.

Методы обучения: словесно – наглядный, метод проектов.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа на ПК, индивидуальная работа, творческая работа.
Средства обучения: компьютеры, программная среда PowerPoint, раздаточный материал в электронном виде, задания по карточкам, интерактивная презентация.

Оборудование: компьютеры, доска, проектор.

План урока

I. Актуализация знаний.

        Организационный момент

        Индивидуальная работа по карточкам (выборочно) с целью проверки домашнего задания (одновременно с фронтальным опросом).

        Фронтальный опрос с целью проверки домашнего задания.

 

II. Формирования новых знаний и умений.

Рассказ учителя с использованием интерактивных слайдов.

III. Формирование умений и навыков.

        Практическая самостоятельная работы с целью изучения видов анимации.

        Работа в группах с целью систематизации знаний и выявление главных критериев в отдельных вопросах (создание мини проекта).

        Защита проектов.

        Обсуждение результатов.

Итог урока

Домашнее задание.

Содержание  урока

I Актуализация знаний.

        Организационный момент.

        Индивидуальная работа по карточкам (выборочно) с целью проверки домашнего задания (одновременно с фронтальным опросом).

Задание:

        Выберите верные  утверждения:

А) PowerPoint – это графический пакет для создания изображения.
Б) Слайд в презентации выводится на отдельной странице, представленного в виде белого прямоугольника на сером фоне.

В) Кроме слайда презентация включает в себя заметки и выдачи.

        Ответьте на вопросы:

А) Какие специальные возможности предоставляет  Microsoft PowerPoint?
Б) В каких режимах может  работать программная среда Microsoft PowerPoint?

        Закончите предложение:

А) К параметрам слайда относится…

Б) Создание презентации начинается с …

В) Презентация нужна для…

Информация о работе Использование активных методов на уроках информатики