Инновационные процессы в российском образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
• Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
• На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.

Содержание

1. Введение
2. Инновационные процессы в российском образовании.
2.1 Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.
2.2 Специфика инновационных процессов в образовании.
2.3 Структурый анализ совремннного инновационного образовательного процесса.
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Чулкова.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

Развитие  школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят  в науке, - структуры.

Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

 

2.2 Структурый анализ совремннного инновационного образовательного процесса

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д.

Субъектная  структура включает инновационную  деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает  функциональное и ролевое соотношение  всех участников каждого из этапов инновационного процесса.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную  инновационную деятельность субъектов  на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.

Содержательная  структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и  освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного  процесса, в управлении школой и  т.д. В свою очередь каждый компонент  этой структуры имеет своё сложное  строение. Так, инновационный процесс  в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический  характер, выражающийся в следующей  структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность  многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного  и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Можно обозначить и ещё одну структуру. Это - структура  генезиса инноваций, взятая из теории нововведений в сфере материального  производства. Но при наличии у  читателя достаточно развитого воображения  вполне поддающаяся перенесению  на инновационные процессы в школе: возникновение - разработка идеи - проектирование (то, что на бумаге) - изготовление (то есть освоение в практической работе) - использование другими людьми.

Управленческая  структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный  процесс в школе планируется  в виде концепции новой школы или - наиболее полно - в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами.

Для руководителей, которым трудно сразу перейти  на ёмкую четырёхкомпонентную структуру  управленческих действий, можно предложить её прежнюю - более объёмную разновидность, называемую ещё организационной  структурой инновационного процесса в  школе. Она включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий.

Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как  создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный  процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных  микроинновационных процессов.

Все приведённые  структуры органично сплетены между  собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более  того: каждый компонент любой структуры  инновационного процесса реализуется  в компонентах других структур, то есть этот процесс системен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основываясь на вышеизложенном материале, можно  с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь  в области образования, будут  решены с помощью различных педагогических инноваций.

В работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и реформой, инновацией и новацией, Выявлены параметры  оценивания инновационных идей, которые  являются основными для образования. Это:

- Соответствие  каждой предлагаемой для выбора  частной новой идеи общей идее  развития школы.

- Результативность  нововведения.

- Творческая  новизна (инновационный потенциал)  идеи.

- Методическая  разработанность идеи.

- Возможности  потенциальных участников освоения  новшества.

- Баланс  интересов учителей.

- Возможное  сопротивление нововведению.

- Время,  необходимое для освоения.

- Финансовые  затраты на освоение новой  идеи и его материально-техническое  обеспечение.

- Организационные  условия.

- Нормативно-правовая  обеспеченность.

- Привлекательность  идеи.

- Новизна  идеи.

Анализ  отечественного опыта позволил проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, а также определить стратегию  его совершенствования.

При этом были выявлены хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности.

Таким образом, задачи исследования решены. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения инноваций руководители и учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеева,  Л. Н. Инновационные технологии  как ресурс эксперимента/ Л. Н.  Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28. .

2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33.

3. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. - 2002. - № 8 (299). - с.7.

4. Гребнев,  Л. С. Образование и будущее  России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.

5. Ерофеева, Н. И. Управление проектами  в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.

6.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в  образовании и педагогическая  наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.

7. Иванова,  Н. Ф. План реализации преемственности  между детским садом, начальным  и средним звеном школы/ Н.  Ф. Иванова// Завуч. - 2004.- № 5. - с. 47.

8. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая  диагностика в детском саду/ Р.  Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003.

9. Каменский,  А. К. Нормативно-правовая база  общественно-государственного управления  школой/ А. К. Каменский// Директор  школы. - 2006. - № 3. - с.93.

10. Караковский, В. А. Ошибки в управлении воспитательной системой/ В. А. Караковский// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - 2006. - № 5. - с.19.

11. Козлов, С. Д. Роль образования в  современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. - 2004. - №  2. - с. 9.

12. Кузьмин,  М. Н. Проблема сохранения единого  образовательного пространства  России/ М. Н. Кузьмин// Педагогика. - 2004. - № 4. - с. 3.

13. Лазарев,  В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В.  С. Лазарев// Сельская школа. - 2004. - № 1. -с.16.

14. Лазарев,  В. С. Понятие педагогической  и инновационной системы школы/  В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с.4.

15. Лаздина,  Т. И. Технологии мотивационного  управления инновационной деятельностью  учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная  школа плюс До и После. - 2006. - № 2. - с.19.

16. Назимов,  С. С. Педагогические инновации  в национально-региональном компоненте  содержания образования/ С. С.  Назимов// Учитель.-2005.-№ 6.-с. 74.

17.Ожегов, С.И. Словарь русского языка/  С. И. Ожегов. - М., 1978.

18. Орлова, А. И. Возрождение образования  или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006. - № 1. - с. 55.

19. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного  учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3. - с.29.

20. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005

21. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.


Информация о работе Инновационные процессы в российском образовании