Инновационные процессы в российском образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
• Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
• На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.

Содержание

1. Введение
2. Инновационные процессы в российском образовании.
2.1 Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.
2.2 Специфика инновационных процессов в образовании.
2.3 Структурый анализ совремннного инновационного образовательного процесса.
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Чулкова.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Марийский государственный университет»

 

Кафедра теории и методики технологии и профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

на тему: «Инновационные процессы в российском образовании»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФТиПО о/о ПТ-55Э

__________________  Л.Н.Конакова

 

Проверила:

канд. пед. наук

__________________  Р.Г. Чулкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола  2013

 

 

Содержание

1. Введение

2. Инновационные процессы в российском  образовании.

2.1 Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

2.2 Специфика инновационных процессов в образовании.

2.3 Структурый анализ совремннного инновационного образовательного процесса.

3. Заключение

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных  процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать.

Объект исследования: современная система образования.

Предмет исследования: инновационные процессы в современном образовании.

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.

Исходя  из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:

• Провести междисциплинарное исследование понятий  новшество, инновация, инновационный  образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным  учреждением.

• На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.

Проблемам создания, развития и распространения  педагогических новшеств посвящены  работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества. Исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д.Днепров, Ю. С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т.Лисовский. М.Н.Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образоывания в целом. Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В.Бестужева-Лады, Д.Р.Вахитова, С.Ю.Глазьева, В.С.Дудченко, В.И.Кондратьева. Н.И.Лапина. В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс., Ю.Посталюк и др.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах  М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б  Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные процессы в российском образовании

2.1 Понятие и сущность инновационного  процесса в образовании

В отечественной  литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе  экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений  во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных  достижений не только в области науки  и техники, но и в сферах управления, образования, права и др. Поиски решения  педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

Активные  исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение  нового: новый - впервые созданный  или сделанный, появившийся или  возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к  ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.  Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о  прогрессивности, об эффективности  нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество  или изменение“. Это понятие впервые  появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе  заговорили с 80-х годов ХХ века, и  до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и  неоднозначных с позиций категориального  аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных  точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими  вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в  научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как  внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник,  продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями  человека, социальными и политическими  преобразованиями, новыми явлениями  общественной жизни.

Их появление  свидетельствует о растущей потребности  общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

С чем  связано освоение инновационных  процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации  и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого  потенциала участников нововведений.

Изучением инновацинных процессов занимается   педагогическая нноватика. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые  понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и  т.п.), а инновация - это процесс  освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы  из одного состояния в другое.

Нововведение  при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный  процесс рассматривается как  развитие трёх основных этапов: генерирование  идеи (в определённом случае - научное  открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно  рассматривать как процесс доведения  научной идеи до стадии практического  использования и реализация связанных  с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в  нововведение и формирующая систему  управления этим процессом, является инновационной  деятельностью.

Существует  и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

• определение  потребности в изменениях;

• сбор информации и анализ ситуации;

• предварительный  выбор или самостоятельная разработка нововведения;

• принятие решения о внедрении (освоении);

• собственно само внедрение, включая пробное  использование новшества;

• институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность  всех этих этапов образует единичный  инновационный цикл.

 

2.2 Специфика инновационных процессов  в образовании

Развитие  школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят  в науке, - структуры.

Существуют  различные виды инноваций, в зависимости  от признака, по которому их разделяют.

1) по  источнику возникновения:

- внешние  (за пределами образовательной  системы);

- внутренние (разрабатываются внутри образовательной  системы).

2) по  масштабу использования:

- единичные;

- диффузные.

3) в зависимости  от функциональных возможностей:

  • нововведения - условия обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.
  • нововведения-продукты педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. 
  • организационно-управленческие нововведения   качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. 

4) по  признаку интенсивности инновационного  изменения или уровню инновационности;

5) по  осмыслению перед внедрением инноваций;

Опираясь  на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному  управлению инновационным процессом.

Для полного  и точного представления специфики  инновационных процессов, протекающих  в современном российском образовательном  пространстве, в системе образования  можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного  порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

Информация о работе Инновационные процессы в российском образовании