Инновационные преобразования: школа индивидуального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа индивидуального образования», ориентированной на формирование и развитие индивидуального образа каждого ребенка в его культурном, нравственном, интеллектуальном, социальном, профессиональном проявлении. В представлении о том, какой должна быть школа, исходим из того, что школа - образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микрорайона в первую очередь. Вследствие этого проводится изучение, диагностика и анализ этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей школы по их удовлетворению, с другой.

Содержание

Введение
1. Программа развития школы как «Школы индивидуального образования»
2. Концепция инновационных преобразований
3. Инновационная модель школы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

План 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Программа  развития школы как «Школы  индивидуального образования»….5

2. Концепция  инновационных преобразований………………………………….6

3.  Инновационная  модель школы………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………..……..16

Список используемой литературы………………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
     

       Программа развития школы – стратегический документ, позволяющий проектировать  этапы становления, роста образовательного учреждения, четко формулировать цели и ценности получаемого учениками образования, вычленять особенности организации учебно-воспитательного процесса и определять ведущие принципы во взаимоотношениях ученик – учитель. Данный документ ставит перед МОУ СОШ цели, соответствующие Концепции модернизации российского образования и Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, а именно: развитие ключевых компетентностей (интеллектуальная, социальная компетентности), введение профильного обучения, использование информационно-комунникационных технологий, создание и внедрение системы работы по обеспечению здорового образа жизни.

       В процессе реализации Программы в  рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа индивидуального образования», ориентированной на формирование и развитие индивидуального образа каждого ребенка в его культурном, нравственном, интеллектуальном, социальном, профессиональном проявлении. В представлении о том, какой должна быть школа, исходим из того, что школа - образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микрорайона в первую очередь. Вследствие этого проводится изучение, диагностика и анализ этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей школы по их удовлетворению, с другой.

       В микрорайоне школы проживают как дети с высоким уровнем развития, обладающие выраженными интеллектуальными способностями, так и с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способностей ученического контингента и определяет необходимость построения модели индивидуального образования, способной удовлетворить образовательные запросы столь разнообразной категории учеников и их родителей.

       Приоритетными направлениями развития школы являются:

  • - непосредственно в отношении учащихся - подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение профильного обучения; поддержка мотивации учения у учащихся;
  • - в отношении педагогического коллектива - повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
  • - в отношении социального окружения - формирования соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
  • - в отношении обеспечения образовательного процесса - улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.

       Программа развития МОУ СОШ открыта для  внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Программа развития  школы

как «Школы индивидуального  образования»

     Нормативно-правовая документация:

Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского  образования на период до 2010г, Национальная доктрина образования» в РФ, Федеральная программа развития образования, Программа развития образования до 2010 года, Концепция инновационной деятельности в образовании до 2010 года» и др.

     Основная идея:

В основе Программы развития лежит концептуальная идея индивидуального образования – процесса и результата свободной и сознательной работы растущего человека над раскрытием и формированием собственной индивидуальности в различных ее проявлениях. В этой идее заложена логика образовательного движения – «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности
     Цель: Школы индивидуального образования заключается в определении содержательного и технологического обеспечения процесса становления Человека Образованного. Образованный человек – это человек, обладающий самостоятельным и самозначимым образом мысли, обладающий гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения в нестандартных ситуациях; это человек, овладевший развитыми формами мыслительной деятельности, приобретший собственный индивидуальный и неповторимый стиль и почерк.

      Задачи программы:

  1. Определить приоритетные направления развития образовательного учреждения.
  2. Создание условий для модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях путём укрепления учебно-материальной базы.
  3. Обеспечение условий инновационного развития ОУ путём повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
  4. Совершенствование структуры управления и системы контроля: инновационный механизм управления.
 
 

     2. Концепция инновационных преобразований 

     Обоснование концептуальной идеи Программы развития 

       В основе Программы развития лежит  концептуальная идея индивидуального образования – процесса и результата свободной и сознательной работы растущего человека над раскрытием и формированием собственной индивидуальности в различных ее проявлениях. В этой идее заложена логика образовательного движения – «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

       В центре концепции – система понятий, каждое из которых имеет собственное  пространство значений и область использования, а во взаимосвязи они раскрывают целостность развития человека и его личностного роста.

       Индивидуализация человека – процесс развития особенностей личности, формирования индивидуальности; процесс, когда все, что присуще конкретному человеку, приобретает самобытность, получает своеобразие и уникальность.

       Индивидуализация  обучения – организация учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, что позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

       Индивидуальность – уникальное неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психологических особенностей.

       Социализация (Л.С. Выготский) – основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому.

       Социализация (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина) – превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».

       Социализация (А.Маслоу) – высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту. 

                 Принципы индивидуального образования

       Субъектность – быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности.

       Свобода выбора – признание права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому в праве на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности ребенка.

       Неповторимость – готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуально своеобразный потенциал своего развития.

       Продуктивность – признание критерием качества педагогической деятельности индивидуального образовательного приращения ученика, складывающегося из внутренних и внешних образовательных продуктов, получаемых им в процессе учебной деятельности.

       Открытость – предоставление учащимся возможности конструировать собственные знания о реальных объектах познания с разной степенью творческого самовыражения.

       Социообразность – рассмотрение возраста как качественно своеобразного периода жизни ребенка, характеризующегося социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, новообразованиями данного периода развития. 

         Способы индивидуального образования

  1. Предоставление учащимся права выбора:

       – источников информации и последовательности знакомства с ними;

       – степени сложности заданий и  форм отчетности различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих  его индивидуальному стилю учения;

       – индивидуального темпа учения.

  1. Разработка и использование индивидуальных стратегий обучения (ИСО)

       Индивидуальная  стратегия обучения представляет собой  комплекс дидактических мер, определяющих ближайшую перспективу развития ученика в условиях оказания ему педагогической помощи и поддержки. В состав комплекса входят учебный план, учебные программы, дополнительные источники информации, задания разного вида и уровня, инструкции и методические рекомендации, индивидуальные консультации и дополнительные занятия. Проектирование ИСО осуществляется на основе принципов актуализации учебной мотивации учащихся, обеспечения их субъектной позиции в разработке индивидуальных стратегий, смещения акцента с обучения на учение, ориентации не столько на усвоение новой информации, сколько на ее творческую переработку. При построении ИСО педагогическая деятельность включает следующие последовательно выполняемые этапы:

       - идентификация индивидуально-личностных  особенностей ученика и его  школьной успешности;

       - проектирование индивидуальной  стратегии изучения предмета: выбор  предмета и вида индивидуальной стратегии  в соответствии с индивидуально-личностными особенностями ученика, его школьной успешностью, жизненными планами; разработка индивидуального образовательного маршрута; составление индивидуального плана учебной деятельности, его согласование с учеником, его родителями и утверждение заместителем директора по УВР;

       - разработка технологической карты  ученика;

       - психолого-педагогическая помощь  и поддержка ученика в реализации  ИОС;

       - оценивание итоговых результатов  учебной деятельности на основе индивидуальной стратегии: выявление и оценка учителем ключевых индивидуальных образовательных продуктов; сопоставление достигнутых результатов с целями индивидуальной стратегии изучения предмета; совместная оценка учителя и ученика степени достижения запланированных целей и приобретенного субъектного опыта; составление заключения о выполнении учеником индивидуальной стратегии обучения.

       3. Учение (самостоятельная учебно-исследовательская  работа) по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

       Индивидуальный  образовательный маршрут (ИОМ) –  путь самодвижения обучающегося от непонимания  к пониманию, от неумения к умению, от незнания к знанию. ИОМ представляет собой зафиксированный результат  выбора учеником последовательности и формы знакомства с информацией, ее содержания, темпа учения, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим. Рамки ИОМ определяют интересы и потребности ребенка, запросы родителей, профессиональный уровень педагогов.

  1. Введение индивидуальных графиков продвижения в учении.

       Индивидуальный  график представляет собой диаграмму, изображающую количественные и качественные показатели учения, что позволяет  сравнивать успехи.

  1. Разработка и использование индивидуальных карт развития учащегося.

       Индивидуальная  карта развития учащегося – документ, в котором собраны свидетельства  о творческих и учебных достижениях  ребенка, систематизированы результаты анализа информации о его развитии, данных психолого-педагогической диагностики, прогнозы развития, психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям. 

Информация о работе Инновационные преобразования: школа индивидуального образования