Индивидуальный подход в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования :

теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.

Объект :

процесс воспитания детей разного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Теория индивидуального подхода в воспитании…………………… 6
1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном
подходе к детям...………………………………………………………..
6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей……………… 13
1.3. Выводы……………………………………………………………… 25
2. Осуществление индивидуального подхода и его особенности….... 26
2.1. Учет индивидуальных особенностей…..………………………..... 26
2.2. Единство осуществления индивидуального подхода
в детском саду и семье....…………..…………………………………....

28
2.3. Специфика организации индивидуального подхода……………... 32
2.4. Выводы……………………………………………………………… 37
3. Практическая часть…………………………………………………… 38
3.1. Анализ результатов практического исследования……………….. 38
3.2. Рекомендации..…...…….…………………………………..……….. 42
3.3. Выводы…………………………………………………………….... 44
Заключение…………….……………………………………….………... 45
Список литературы.…...………………………………….……………... 47
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      На  основе проделанной работы, исходя из полученных результатов разработаны  методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию волевых проявлений с учетом темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешним  обликом, но и особенностями поведения, физического и психического развития. Индивидуальные особенности развития и поведения ребенка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Ребенок, например, не родится добрым или жадным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья. Если ребенок ослаблен, много болеет, он может отстать в физическом развитии, иметь недостаточный рост и массу тела, стать вялым или раздражительным, капризным.

    На  некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок,- это зависит от воспитания, но они все же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка. Так, строгий тон воспитателя, необходимый в обращении с одними детьми, совершенно неуместен в обращении с другими.

    Воспитатель должен знать индивидуальные особенности  каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

    Из  бесед с родными ребенка, посещений  на дому и систематических наблюдений за ним в течение всего дня, во время организованных занятий  и самостоятельных игр воспитатель может узнать многое о его индивидуальных особенностях.

    Замечая, быстро ли малыш засыпает, глубоко  или чутко спит, как переходит  от сна к бодрствованию, как относится  к изменениям в режиме дня, к новой  пище, к новым людям, воспитатель  сможет сделать некоторые выводы относительно особенностей нервной системы ребенка. Многое в этом отношении дадут наблюдения за играми или занятиями ребенка: предпочитает ли он спокойные или подвижные игры, продолжительно играет одной игрушкой или часто меняет их и т. п.

    Дети  разных типологических групп неодинаково выражают свои чувства: одни бурно, громко плачут, громко смеются, другие при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычут или улыбаются.

    Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них. Различают четыре типа высшей нервной деятельности: три сильных - уравновешенный и два неуравновешенных (с преобладанием возбуждения или торможения) и слабый тип, у которого оба процесса - и возбуждение и торможение - слабые.

    Опираясь  на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа, воспитатель может определить, к какому из них принадлежит каждый ребенок его группы, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход. 
 

            Список  литературы :   

  1. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. Издательство: Академия, 2008 г, 576 стр.
  2. И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко. Педагогика. Издательство: Феникс, 2007 г, 192 стр.
  3. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. Теория воспитания дошкольников.

     Издательство: Академия, 2010 г, 208 стр.

  1. А. Лопатина, М. Скребцова. Нравственное воспитание дошкольников. Издательство: Амрита, 2010 г, 112 стр.
  2. Г. А. Урунтаева. Детская психология. Издательство: Академия, 2008 г, 368 стр.
  3. Е. С. Евдокимова. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Издательство: Сфера, 2008 г, 96 стр.
  4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство: Мозаика-Синтез, 2006 г, 144 стр.
  5. Л. Нисканен, О. Шаграева, Е. Родина Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Издательство: Академия, 2002 г, 208 стр.
  6. Козлова С.А., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. и др. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Издательство: Академия, 2002 г, 192 стр.
  7. Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Издательство: Академия Развития,, 2001, 480 стр.
  8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для педагогических вузов и работников дошкольных учреждений Изд. 2-е, стереотип.2001 г, 96 стр.
  9. В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Издательство: Феникс, 2002 г, 256 стр.
  10. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Издательство: Сфера, 2009 г, 256 стр.
  11. Е. А. Екжанова, Б. А. Стребелева. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. Издательство: КАРО, 2008 г., 336 стр.
  12. И. С. Якиманская. Педагогическая психология. Основные проблемы. Издательство: МПСИ, 2008 г, 648 стр.
  13. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г, 144 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

            Исследование  типов темперамента дошкольников.

 Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции  быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости  и наоборот, хотя обычно преобладает  хорошее настроение, поскольку ребенок  сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного. 
 

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

            Изучение волевых  проявлений.

Проведение  исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных : Анализ проводят по схеме :

  1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
  2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
  3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :
    • дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость : умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность : умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
 
 

       Уровни  сформированности волевых  проявлений :

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель  руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

    Перечень  игр, на развитие нравственно-волевых  качеств в личности ребенка.

      Мы  предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для достижения личного успеха.

  1. «Салочки - догонялочки».
  2. «Лохматый лес»
  3. «Воробушки и автомобили».
  4. «Смелые мышки».
  5. «Пустое место».
  6. «Лиса и гуси».
  7. «Ай, гугу».
  8. «Салочки  - выручалочки»
  9. «Кто раньше дойдет до флажка ?»
  10. «Я принес тебе подарок»

Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей