Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:00, курсовая работа
Цель исследования :
теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Объект :
процесс воспитания детей разного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Теория индивидуального подхода в воспитании…………………… 6
1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном
подходе к детям...………………………………………………………..
6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей……………… 13
1.3. Выводы……………………………………………………………… 25
2. Осуществление индивидуального подхода и его особенности….... 26
2.1. Учет индивидуальных особенностей…..………………………..... 26
2.2. Единство осуществления индивидуального подхода
в детском саду и семье....…………..…………………………………....
28
2.3. Специфика организации индивидуального подхода……………... 32
2.4. Выводы……………………………………………………………… 37
3. Практическая часть…………………………………………………… 38
3.1. Анализ результатов практического исследования……………….. 38
3.2. Рекомендации..…...…….…………………………………..……….. 42
3.3. Выводы…………………………………………………………….... 44
Заключение…………….……………………………………….………... 45
Список литературы.…...………………………………….……………... 47
Приложения
В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность .
Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его
замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.
Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.
В процессе проведения
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.
Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким
образом, в игровой деятельности,
в правильной организации ее заложены
большие возможности для
2.4. Выводы.
Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Так же нужно отметить, что положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Индивидуальный
подход оказывает положительное
влияние на формирование личности каждого
ребенка при условии, если он осуществляется
в определенной последовательности
и системе, как непрерывный, четко
организованный процесс, пронизывающий
все сферы деятельности ребенка, не зависимо
от того, труд ли это или же игра.
3. Практическая часть.
3.1. Анализ результатов практического исследования.
Цель эксперимента:
Методы исследования:
наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога (календарные и перспективные планы).
Практическая часть была выполнена на базе МОУ Прогимназии «Радость» г.Серпухова, во второй младшей группе.
Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы:
Гарбуз Людмила Владимировна – стаж работы 16 лет, образование высшее.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане:
хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.
В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение).
Диагностика проводилась в две серии :
Результаты диагностики первой серии отражены в протоколе оценки
темперамента. В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. А вот самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким же самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К., т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям. К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.
Исходя
их проделанной работы можно сделать
вывод, что работа по осуществлению
индивидуального подхода к
3.2.
Рекомендации по результатам
практических исследований.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендовано провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя:
1. Провести исследование с применением различного рода диагностик с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.
2. Организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
Предлагаю и рекомендую книги для прочтения :
Рекомендации для родителей:
3.3. Выводы.
В
практической части был проведен
констатирующий эксперимент с целью
выявления индивидуально –
Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей