Индивидуальный подход к школьникам-неформалам

Автор: Y******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 01:07, реферат

Описание работы

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Трудные подростки и неформальные группы общения.docx

— 38.91 Кб (Скачать)

Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они  осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни  и наслаждаться имеющимися благами. 

Большую известность  в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно  стремятся вызвать у членов этого  общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и  провоцировать!» — их лозунг. В  особенности сказанное относится  к группам панк-рока. Подобные взгляды  находят выражение даже во внешнем  облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной  или черной краской лица, разодранная  одежда (джинсы, кожаные куртки), на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и  безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход  в прогрессивных формах политической борьбы. Так, летом 1976 г. английские панки  выступали под лозунгом: «Любить  музыку — нена­видеть расизм». Отсюда пошло движение «рок против расизма». 

В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и  машины». Б. Стерлинг характеризует  киберпанкизм как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невроманктик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности. 

Имеется 2 категории  киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна киберпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных  галереях; журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника  позволяет киберпанкам выходить в пространство телефонных номеров  и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются  все временные, государственные  и социальные границы. Ожидался расцвет  киберпанкизма в годы президентства  Клинтона, который стремился сделать  США мировым лидером в разработке высоких технологий. 

Киберпанки сжились  с техникой, чего не смогли сделать  все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хотят использовать ее для установления связи искусства  и науки, литературы и промышленности. Киберпанки поняли: или мы подчиним технику себе, или она подчинит нас. 

Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить  сущность неформального молодежного  движения в западных странах к  причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформалов на Западе в трудностях нахождения молодежью своего места  в жизни, обостренном восприятии социальных несовершенств и несправедливостей, юношеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой  эмоциональностью и т. д. Социальное преломляется через возрастное и  индивидуально-личностное. Понятно, что  это преломление в сознании и  воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла! Поэтому  зрелых людей поражает своеобразие  и неожиданность форм молодежного  протеста, которые заслоняют от них  содержание, смысл его. В то же время  нельзя закрывать глаза на то, что  некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти  встают на путь преступления и насилия. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Молодежные неформальные группы в России 

Неформальные группы молодежи появились и у нас  в стране после Великой Отечественной  войны. Общество активно восставало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений  резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А. П. Файном, выявляет наличие  многих уже знакомых нам форм молодежного  движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства  и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие  неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных  городах. 

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А. П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают  друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Правые экстремисты вступают во временные  союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают  объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных направлений. 

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов —  районные и городские. Районные места  сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся  друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформалами  и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах). 

Исследователи различают  конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко  выступают за более радикальные  реформы общества. Некоторые неформалы  ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории  и культуры, защита природы, физического  и психического здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституционные объединения, формирующиеся  преимущественно из подростков. 

Мотивы и формы  участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют  в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по  касательной». Для других это форма  проведения досуга, для третьих —  поиск альтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает М. В. Розин, описывая современных московских хиппи. 

Хиппи — это люди со своей философией и своими правилами  поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в  который может каждый. Для этого  надо систематически участвовать в  мероприятиях Системы («тусоваться») и  познакомиться с другими ее членами. 

Движение хиппи  возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано  с интересом молодежи к джинсам  и другой «хипповской» одежде, а  затем и к книжной продукции  идеологов этого движения. Достигнув  апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая  волна интереса молодежи к хиппи. 

Московская Система  насчитывает сейчас около 2 тысяч  участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической  и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора  котельной и пр., дающие много  свободного времени. 

Система делится  на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся  подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту  роль. «Олдовые» — старые члены  Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного  творчества. 

Все хиппи носят  длинные, распущенные волосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи  охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины отпускают также  бороду. Известны три основных причины  ношения длинных волос этими  людьми: 1) это более естественно, ближе к природе; 2) Иисус Христос  носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; 3) длинные  волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь  своего рода индивидуальными «антеннами». 

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная  или ей специально придают такой  вид; искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и  куртках. На одежде нередко делают надписи  на английском языке. 

Все хиппи носят  украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» —  небольшого размера прямоугольный  мешочек из джинсовой ткани. В  нем находятся документы и  деньги. 

В холодное время  хиппи живут в городе, ходят  на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки. 

Хиппи считают, что  человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек  и в любви. Раньше свобода любви  у хиппи сводилась к возможности  открыто вступать в интимную связь  с тем, кого любишь. Теперь хиппи  говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют  пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в  иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой  мы все живем. Выйти к ней можно  через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи  к проблемам религии и творческой деятельности. 

Характерным для  современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать; быть непритязательными  в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. 

Хиппи—романтики, любят  все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют  импульсивно. В то же время они  стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви  к другим людям. Однако декларируемая  хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным  вызовом современному обществу, которое  хиппи критикуют. 

Характеристику других неформальных молодежных объединений  в нашей стране дает А. П. Файн. Так, распространенной у нас группой  являются панки, о которых мы уже  упоминали в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид  их нарочито непригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся  большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный  пиджак на голом теле, холщовая ткань  на тонкой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто  вызывающе непристойно. Многие из них  употребляют наркотические и  токсикоманические вещества. Панки  перемещаются из города в город, устанавливают  между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии. 

Появление панков в  городе связано обычно с увеличением  количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства  над личностью. 

Получили известность  у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей  западной стране. Использование носильных  вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажоры собирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила  демонстрация и оценка приобретенных  элементов туалета. В среде мажоров  формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2—3 иностранных  языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом. 

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они  называются «реднеки». Включение в  деятельность мажоров вело у большей  части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию  осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала  свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств. 

Получили распространение  молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди  них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных  досках - скейтбордах) и рокеры. 

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят  машины, но и совершают на них  акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают  на мотоцикле с трамплина, «джигитуют»  и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими  чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В  некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих  автомобилей и других неблаговидных  дел. Педагогу следует использовать интерес рокеров к технике  и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность. 

Информация о работе Индивидуальный подход к школьникам-неформалам