Индивидуальный подход к школьникам-неформалам

Автор: Y******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 01:07, реферат

Описание работы

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Трудные подростки и неформальные группы общения.docx

— 38.91 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………..3 

Часть 1. 

Краткая история  молодёжных неформальных групп………………………..4 

Часть 2. 

Молодёжные неформальные группы в России………………………………13 

Часть 3. 

Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20 

Список литературы…………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение. 

Проблема трудных  учащихся – одна из центральных  психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность  общества в возрастной и специальной  психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат. 

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной особенно сегодня, в период построения демократического государства  с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическое  положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему  поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Вышеуказанными причинами  можно объяснить  появление и  широкое распространение неформальных молодёжных групп общения. В реферате пойдёт речь об истории возникновения  этих групп на западе, о неформалах в России и о том, как найти  подход к таким подросткам педагогу. 
 
 
 

Часть 1.Краткая история  молодежных неформальных групп 
 

Для того чтобы понять трудных подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю  возникновения и развития этих групп  в мире, их современные виды, причины  возникновения. Только после этого  можно выработать к ним свое отношение  и наметить средства воспитательного  воздействия. Достаточно подробный  материал об этом имеется в сборнике научных трудов, посвященном психологическим  проблемам изучения неформальных молодежных объединений. В своем дальнейшем изложении мы используем данные этой книги. 

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение  их связано с неприятием молодежью  сложившихся в их странах общественно-экономических  систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого  существования. Этот молодежный протест  значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. 

В конце 40-х — начале 50-х годов в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего  общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы  искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный  интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места  жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими  буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.[1] 

1953-1954 гг. - начало  эры рок-н-ролла. Его звезды: Билли  Хэйли, Бадди Холли, Чак Берри,  Элвис Пресли. Рок-н-ролл возник  из соединения африканского блюза  и музыки североамериканского  Юга (хиллбилли). С помощью дискотек  рок начал формировать новый  тип массовой культуры, затрагивая  широкий круг проблем - от секса  до внешней политики. Правящие  круги западных стран, преодолев  первоначальную враждебность, не  препятствовали распространению  рока. Они лишь постарались с  помощью средств массовой информации  убрать в музыке ноты протеста  и использовать ее в таком  виде для устранения общественного  недовольства, отвлечения внимания  от острых и нерешенных социальных  проблем. 

В сходное положение  попали представители распространившейся в середине 60-х годов бит-музыки (Битлз, Роллинг Стоунз, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражая широкий спектр молодежных проблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку-протест  популярной. Она стала производиться  и продаваться в большом количестве, превращаясь тем самым в товар. 

В середине 50-х годов  во многих европейских странах появились  «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами  из бедных рабочих семей, многие потеряли в войну отцов и не имели  работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления  людей. Позднее возникло сходное  движение теддов. В слепой ненависти  и гневе они выходили на улицы  и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи. 

В 1964 г. появилась  молодежная группа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей  квалифицированных рабочих. Пародируя  принятые в обществе манеры падения  они были подчеркнуто тщательны  в одежде и прическах. Трудясь  в рабочие дни недели, они бунтовали  по выходным в местах публичного отдыха (кафе, дискотеках и т.д.). Выступая подобно  «сердитым молодым людям» и теддам против окружающих, они делали это  в скандальной, кричащей форме. 

На смену указанным  молодежным группам пришло несравненно  более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достигло в 1967 г. В  течение ряда лет хиппи заполняли  улицы больших городов Западной Европы и Северной Америки. Особенно нравились им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. В большинстве своем хиппи  вышли из зажиточных мелкобуржуазных  семей, некоторые - из «высшего света». 

В противоположность  идеалам и догматам современного западного общества хиппи выдвинули  свою, более гуманистическую, как  они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну» — один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость  и богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные  атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Они означали для них любовь и естественную, не изуродованную условностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала «кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальной революции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональный социализм». 

Однако, по признанию  одного из лидеров хиппи А. Хофмана, их заговор становился все более  агрессивным. Дети цветов теряли мирный нрав и обрастали шипами. В 1966 г. под  влиянием хип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных  студентов в Париже. Выдвинув абстрактные  лозунги («Фантазию - к власти!» и  т. п.), студенты устраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировали  столкновения с полицией. К студентам  примкнула часть парижских горожан. Только вмешательство демократических  сил предотвратило кровавое подавление студенческого бунта властями. С  ними вступили в переговоры. В результате студенты добились демократизации и  усо­вершенствования системы высшего  образования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся. 

К политическим проблемам  добавились экономические: пребывание в крупных городах больших  групп неорганизованной молодежи приводило  к голоду в их среде, болезням и  эпидемиям. Это заставило хиппи  заняться материальным производством. Создаются небольшие ремесленные  мастерские, сельскохозяйственные фермы. Причем диггеры, особое направление  в хип-движении, пытаются игнорировать товарно-денежные отношения. В их магазинах  все отдается даром. Естественно, долго  продержаться такие предприятия  не смогли. В это же время движение «подполье» направляет свои усилия на духовные преобразования общества: они  начинают издавать большое количество газет и журналов, в которых  обсуждают проблемы секса, религии, комиксов, поп-искусства. 

Заметным явлением в хип-движении было создание коммун. Так, в одних США в конце 60-х  годов их было более трехсот. В  городах члены коммуны занимались в основном ремесленным трудом, производством  и продажей изделий искусства, в  деревне - напряженным физическим трудом. Они хотели сформировать у себя «новое сознание», заменить конкуренцию сотрудничеством, централизацию — децентрализацией, стандартизацию — оригинальностью, авторитет — коллективным разумом. 

В это время часть  молодежи видит выход из затруднений  движения хиппи в нарочитой политизации  своего поведения, в поисках «политической  конфронтации с господствующей системой». Они называли себя йипи. Призывая к  революционной активности, йипи не проводили никакой продолжительной  просветительской и политической работы среди масс. Революционные изменения  в обществе они связывали не с  качественными его преобразованиями, а с изменением стиля жизни. Они  не применяли понятий «собственность», «общественные отношения», но любили говорить о конфликте поколений, делили мир на «молодых» и «старых». В августе 1968 г. в Чикаго заседал съезд демократической партии, обсуждавший кандидатов в президенты США. Высмеивая существующие формы американской демократии, 15 тысяч йипи организовали марш в этот город. Их встретили полицейские дубинки и гранаты со слезоточивым газом. Три дня продолжалось жестокое избиение протестующей молодежи. После этого движение йипи с его наивной программой борьбы с существующим строем общества перестает существовать. 

Кризис движения хиппи привел значительную часть  молодежи к разочарованию и подавленности, обратил к крайне субъективным формам противопоставления себя обществу. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея сексуальной революции, новых  и свободных отношений между  полами, члены коммуны вели общее  хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые из них имели общих  сексуальных партнеров. Бросая вызов  существующему обществу, фальшивым  формам интимных отношений, проповедники «сексуального освобождения» публично совершали половые акты. Некоторые  из них рассматривали сексуальную  революцию как часть революции  социалистической, связывая с первой дальнейший прогресс общества, значительное повышение производительности труда, творческий расцвет личности. Однако это движение быстро потеряло свой протестующий смысл, нередко сводясь  на практике к дискуссиям на темы порнографии. Предприимчивые дельцы использовали этот взрыв интересов молодежи к сексу: в западных странах появились  в большом количестве секс-магазины, секс-журналы, эротические центры. 

Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая  на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического принятия наркотических средств  становится возможным развитие чувственности, «раздвижение» познания мира, установление связей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня  видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем. 

В эти же кризисные  годы молодежного движения возникают  разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизировать  контркультуру». Получают также распространение  и другие религиозные взгляды  и верования, особенно связанные  с индуистской философией. 

В 70-е годы возникают  и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и  т. д. Молодежь проводит кампании: «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам  для третьей мировой!». Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в  движение протеста. 

С середины 70-х годов  в развитых капиталистических странах  распространяется движение рокеров. Это  преимущественно молодые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие  и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших  городов, рокеры испытывают «чувство сладостного  освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. 

В ФРГ все больше становится нацирокеров. Исповедуя  неофашизм, они с ненавистью преследуют всех «левых». 

Массовое распространение  в настоящее время получили клубы  болельщиков, так называемые фан-клубы. Подчас члены этих клубов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты  экстремизма и насилия, межнациональной  розни. Например, футбольный матч на кубок  Европы ФРГ—Турция западногерманские  фанаты использовали для демонстрации ненависти к людям турецкого  происхождения. 

Еще более крайние  позиции занимают в Великобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэды», «скины»). Они выходцы  из среды люмпен-пролетариев. Тяжелое  существование породило у них  слепую ненависть к более состоятельным  людям и стремление к ничем  не прикрытому насилию по отношению  к окружающим. Из них формируются  основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих из них участие  в этих группах — лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. 

Информация о работе Индивидуальный подход к школьникам-неформалам