Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.
Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.
§1.Внешний компонент имиджа
В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» — призывает В.М. Шепель.
На
учителя смотрят внимательно. Образ
учителя сохраняется в памяти
в самых ярких внешних
«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.
Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев.
В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей». Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.
На
основе первого впечатления
Формируя
стратегию и тактику
В работе учителя едва ли не главную роль играет эффект личного обаяния, который порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. . Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаю, можно считать работу над собственным имиджем [4, c.224]. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Однако
просто иметь соответствующий внешний
вид явно недостаточно. Необходимо,
чтобы сам учитель чувствовал
себя комфортно, и чтобы его уверенность
передалась аудитории. Если же внешность
педагога привлекательна, то он может
склонить аудиторию на свою сторону
еще до того, как произнесет первое
слово.
§2.Вербальные
и невербальные средства общения
Вербальным средством общения является голос. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное – в агент разлагающего воздействия.
Голос
должен содействовать успешности педагога.
Некоторые компании за рубежом посылают
своих сотрудников на семинары и
частные курсы по постановке голоса.
Там профессионально ставят правильное
произношение, четкую артикуляцию. Подопечные
будут охотнее слушать
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Характеризуя невербальные действия учителя как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.
Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза учителя влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела учителя в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.
Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура учителя, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала.
Отмечая
выразительность движения мышц лица
(мимику), как проявление человеческих
чувств, переживаний, эмоций, следует
обратить внимание на то, что зачастую
начинающий учитель не умеет управлять
своим лицом и мимические реакции
опережают речевые. Дети очень наблюдательные
и точно сопоставляют микромимические
реакции со смысловым содержанием
речи учителя. Если в результате сопоставления
вербальной и невербальной речи они
невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие,
то учитель, обнаруживший это однажды,
не будет пользоваться личностным доверием
учащихся [19, c. 107-110].
§3.
Соответствие образа профессии внутреннему
«Я» учителя
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на мой взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Не
менее важно, чтобы имидж не расходился
с внутренними установками
Внутренний
образ - это прежде всего культура
учителя, непосредственность и свобода,
обаяние, эмоциональность, игра воображения,
изящество, обратный путь постановки и
решения проблем, ассоциативное
видение, неожиданные яркие ходы
в сценарии урока, внутренний настрой
на творчество, самообладание в условиях
публичности и многие другие составляющие.
§4.Отражение
профессиональных качеств в имидже учителя
Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой.
Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны.
Преподаватели физической
Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации.
В этом смысле трудно
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.
Главное
условие успешности педагогической
деятельности – самоанализ. Постоянное
теоретическое образование и
практика – очевидные условия
самоанализа. Результатом самоанализа
становится проект обучающей деятельности.
Иными словами, учитель планирует
свое поведение на уроке, выбирает варианты
общения с классом, прогнозирует
возможные реакции учеников на собственные
действия.
Глава
III. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ
ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ
Кто
же создает имидж? Во-первых, сам
человек, который продумывает, какой
гранью повернуться к окружающим,
какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы,
занимающиеся созданием имиджа для
известных лиц: политиков, государственных
деятелей, артистов и т.п. В-третьих,
большую роль в создании имиджа играют
средства массовой информации - печать,
радио, телевидении. В-четвертых, его
создают и окружающие люди - друзья,
родные, сотрудники.
§1.Технология
построения имиджа
Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Рассмотрим наиболее важные из них.