Имидж педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.
Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 43.49 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ

     Каждый  из нас создает определенный образ  – имидж – представление о  человеке, складывающееся на основе его  внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

     Внимание  к имиджу актуализировалось в  последние годы в связи с обострившейся  проблемой выбора, вставшей перед  людьми, и конкуренцией на разнообразных  рынках – потребительском, политическом и прочих. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для  любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

     Чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта  человека и сформировать в своей  психике образ этого человека, еще необходимо, чтобы к этому  образу, а точнее к прототипу этого  образа, возникло определенное отношение  и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе  этого образа.

     Современная ситуация в образовании интересна  тем, что учителю приходится действовать  в условиях происходящих в стране социальных преобразований. Общество России становится все более открытым: начинается активное использование  достижений западной педагогики, в  образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. При этом учащиеся и учителя могут  придерживаться различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это требует от учителя открытости и терпимости, умения слушать собеседника, обладания способностью к эмпатии.

     Современные исследователи уделяют много  внимания имиджу, профессиональному  становлению и совершенствованию  методических приемов работы педагога. Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов – Е.Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана и др. 

     Объект  данного исследования – имидж учителя.

     Предмет исследования – структурные компоненты, методика построения имиджа учителя.

     Цель  исследования – представить имидж  современного учителя.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

     - изучить психолого-педагогическую  литературу по указанной проблематике;

     - раскрыть понятие «имидж»;

     - дать характеристику структурным  компонентам имиджа учителя;

     - раскрыть методику построения  имиджа учителя. 

     Структура работы представлена введением, 3-мя главами, заключением и списком использованной литературы.

     В первой главе произведён анализ определений имиджа и сформулировано универсальное определение имиджа педагога. Во второй главе рассмотрены основные структурные компоненты имиджа современного учителя. В третьей главе рассмотрена методика и правила построения имиджа педагога.

 

 

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИМИДЖА

     Исследование  понятия педагогического имиджа учителя приобретает особую актуальность в современный период, когда от личностных особенностей учителя, его  ценностных ориентаций, жизненных установок  и условий, которые он создает, зависит  не только качество усвоения школьниками  установленных образовательным  стандартом знаний, но и характер взаимоотношений  субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает  педагогическое взаимодействие.  

     §1. Определение педагогического имиджа

     В переводе с английского понятие  имидж буквально означает «образ», «представление», «репутация», «престиж», «образец» и др. Данное понятие  включено в настоящее время не только в переводные, но и в толковые словари русского языка и специализированные справочные издания. Рассмотрим, как  оно трактуется:

     Имидж — впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, вещи и т. п., создаваемое заинтересованными лицами, индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение и т. п. [16, с. 264].

     Имидж — представление (часто целенаправленно  создаваемое) о чьем-либо внутреннем и внешнем облике, образе [10, с. 266].

     Имидж — целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое  воздействие на кого-либо в целях  популяризации, рекламы и т. п. [13, с. 229].

     Имидж — образ человека, включающий в  себя внешность, манеру поведения, общения, способствующие воздействию на окружающих [11, с. 590].

     Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно  является результатом работы специалистов в области политологии, психологии рекламы, маркетинга и т. п. [13, с. 134].

     Анализ  данных определений позволяет говорить об имидже как об образе, который  возникает у других людей. Причем под образом подразумевается  не только визуальный образ, вид или  облик, но и образ мышления, действий, поступков. Это означает, что понятие  «имидж» может трактоваться и  так, как люди воспринимают данного  человека, оценивают его, соотнося с  собственной системой ценностей, и  как они к нему относятся в  результате восприятия внутренних и  внешних характеристик этого  человека. Следовательно, имидж — это не только образ, но и его оценка, определенное отношение к этому образу в виде мнения.

     В определениях исследователей имиджа как  научного понятия внимание акцентируется  на том, что имидж представляет собой  образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного  лица, обладающего определенным набором  личностно-деловых и индивидуальных характеристик. Он содержит значительную долю эмоционально-окрашенной информации для субъектов социальных групп, воспринимающих имидж, и обладает силой  притяжения или отталкивания. Имидж  — это образ, создаваемый личностью  для других, образ, ориентированный  и предполагающий определенную реакцию, впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у окружающих.

     Г. Г. Сорокина, рассматривая это понятие  в контексте социального успеха, говорит, что имидж — это визуальная привлекательность. Он необходим, чтобы  произвести определенное впечатление, чтобы сформировать у людей нужное мнение о себе и, следовательно, отношение [14].

     П. Берд в книге «Продай себя. Тактика  совершенствования Вашего имиджа»  указывает на имидж как «общее впечатление, которое вы производите  на окружающих. Он складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь и говорите и что  делаете. Ваш имидж — это восприятие вас другими людьми. Он — общая  картина вашей личности в глазах окружающих. Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он прежде всего должен быть отражением вашей  внутренней сути и прочно базироваться на ней» [1].

     Исходя  из вышесказанного, совершенно очевидно, что имидж — это целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Он подразумевает обязательное наличие других людей, воспринимающих публичное «я» человека, связан как с внешним обликом человека, так и его внутренним содержанием. Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, т. е. когда имеются субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. Применительно к содержанию имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия и на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.  
 
 

     §3.Современная  трактовка понятия имиджа 

     В современных исследованиях понятие  имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда  речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический  контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия учителя  с учениками, родителями, коллегами.

     Так, А. А. Калюжный понимает имидж учителя  как социально-психологическую категорию, социальную перцепцию. По его мнению, имидж — это образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах  самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего  этот объект. Имидж учителя рассматривается  ученым в рамках профессионального  имиджа и является личностным феноменом, который имеет социально-психологическую  природу, детерминированную субъектом  личности учителя как специалиста-профессионала. Он отражает значимые особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога [3].

     Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров определяют имидж учителя как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанника, коллег, социального окружения, массовом сознании [9, с. 46].

     В. Н. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования, определяет гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [17].

     А. Тарасенко характеризует индивидуальный имидж учителя как компонент  культуры педагогической деятельности, который предопределяет успешность профессиональной деятельности учителя, так как позволяет ему лучше  проявить личностные и деловые качества. По его мнению, индивидуальный имидж  — это система личностных качеств  учителя (толерантность, тактичность, доброжелательность, рефлексивность и  др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), к которым целенаправленно  прибегает учитель с целью  достижения оптимального результата педагогической деятельности [15].

       Л. П. Качалова обращает внимание на то, что имидж учителя — это интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения [8, с. 28].

     Констатируя активную разработку различных аспектов имиджа учителя, педагога  я считаем, что проблема педагогического имиджа пока не стала предметом специального исследования. Анализ научных трактовок  понятий имидж, имидж учителя, имидж  педагога позволяет мне сделать  вывод о том, что единого научно-структурированного толкования понятия педагогический имидж не существует.

     Учитывая  имеющиеся в педагогических исследованиях  сущностные характеристики имиджа учителя, педагога, я считаем, что педагогический имидж будущего учителя должен быть определен как образ учителя, представляющий совокупность внутренних (личностных, профессиональных качеств, выражающихся в индивидуальном стиле деятельности учителя) и внешних характеристик (культура вербального и невербального общения) в совокупности с эстетическим оформлением одежды, прически, макияжа и прочих атрибутов габитуса, который создается в результате прямого их восприятия в процессе взаимодействия учителя с участниками педагогического процесса либо косвенно через мнение других людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕДАГОГА 

     В изучении структуры имиджа учителя  я опиралась на работы А.А Калюжного, который выделяют следующие основные компоненты имиджа учителя:

Информация о работе Имидж педагога