Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.

Содержание

Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.

Работа содержит 1 файл

Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет.doc

— 157.00 Кб (Скачать)
">      Существует  мнение, что технические игрушки интересны лишь мальчишкам. Наша задача – дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересны и мальчикам.

      Говоря  о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и «мальчишечьи». И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.

      Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых.

      В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место.

      Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.

      Ученые, проводившие исследовательскую  работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов. Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./

      Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.

 

       ВЫВОДЫ

      На  основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

      Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

      Несомненно  все игрушки должны удовлетворять  требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

      Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

      Характер  игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в  зависимости от состояния ребенка  и предшествовавшего времяпрепровождения.

      В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

      Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

      Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

      Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное  исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

      Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

      Я считаю, что ребенок всегда будет  играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

 

       ЛИТЕРАТУРА

  1. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-15 с.
  2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
  3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85 с.
  4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
  5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979. – 27-36 с.
  6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. – 20-24 с.
  7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.
  9. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
  10. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 1987. – 6-13 с.
  11. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
  12. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.
  13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. – 18-23 с.
  14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. – 15-18 с.
  15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25- с.
  16. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24.
  17. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.
  18. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с.
  19. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.
  20. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1997. – 81-85 с.
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.

Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет