Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.
Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.
Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр.У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.
К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку, собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений, не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным игрушкам. Это игрушки – забавы. Знакомство с заводными игрушками должно проходить в эмоционально – доброжелательной форме. При показе игрушечных животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить, подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.
Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во – первых, организовать игры и инициирование с игрушками – животными как с «живыми» объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во – вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в – третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в – четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.
Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные (ви – бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается.
Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.
Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает сказку, передвигая фигурки Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Выполнение
роли с помощью такой игрушки
формирует у дошкольника
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.
К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:
Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).
На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.
Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную игрушку.
?
Игрушки для конструирования
– мозаика, состоящая из
?
Звучащие и музыкальные
Очень важно, покупая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред. А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.
Очень любят дети «играть» и на не звучащем инструменте. Зная это воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя на озвученном рояле – ребята обязательно ошибались и меняли темп.
Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты. Нужно обязательно следить за тем чтобы инструмент не фальшивил. Лучше совсем не покупать музыкальную игрушку чем дать ребенку плохую, способную испортить его слух.
? Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.
Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера. Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 – 1,5 м) бросать мяч, чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).
Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения – всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 – 7 лет имеет различные размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».
Одни из самых древних игр – игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко – взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.
А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч – лови! Он, конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит, как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. /11., 45 c./
К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно он научится ловить и бросать мяч одной рукой.
Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для развития умственной деятельности ребенка. Играясь с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов.
Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались, совершенствовались народные игрушки: листочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, позднее – матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», бирюльки. Все это дидактические игрушки, т.е. обучающие.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки впервые покупают малышу на первом 1 году жизни. Погремушка уже учит держать ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.
В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми, но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их представляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут ее допустить благодаря конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку – не удастся: только вкладывая меньшую в большую можно последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это. Одновременно он привыкает соизмерять детали – на глаз определять, какие половинки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел деталь больше или меньше, насколько меньше – проходит в интересной игровой деятельности.
И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.
Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Играя с малышами 3 – 4 л., взрослый расставляет перед ним матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что поменьше – синий. Вот матрешка еще меньше – на ней зеленый платочек, а на самой маленькой – желтый. Взрослый называет цвета платочков, а ребенок повторяет за ним.
Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению иностранного языка. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки.
Настольные игры в большинстве своем предполагают выигрыш и проигрыш. Маленьких детей до трех – четырех лет выигрыш мало интересует, для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Они радуются, найдя полную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.
К
умным играм следует также
отнести и различные
Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет