Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.
Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей
от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков
и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.
Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Покупают игру, так сказать, «на вырост». В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.
Не следует приобретать кубики а разрезными картинками детям до 3-х лет.
Педагогическая задача настольных игр дидактического характера – проверить, уточнить, расширить знания детей, развить и них память, внимание, сообразительность.
Дидактические игрушки обязательно должны быть в игрушечном «хозяйстве» ребят.
Первые правила игр с мячом дети открывают сами, а иногда их пересказывают взрослые: ведь сами они когда-то тоже играли с этой веселой игрушкой.
А сколько интересных игр обручами! Так называемый «………..» обруч так же, как и мяч, применим в играх детей разного возраста. Маленький, окрашенный в яркий цвет фанерный обруч с полочкой с удовольствием толкает перед собой трехлетний малыш. И ничего, что часто падает: нагибаясь, поднимая его, выпрямляясь, ребенок делает много разнообразных, полезных для его развития движений. Чтобы обруч не упал, движения должны быть четкими.
Плохо,
когда у ребенка нет нужной
для его всестороннего
В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.
Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Одни авторы основным признаком технических игрушек считают механизм, приводящий игрушку в движение, действие, другие – техническую тематику. Любая игрушка может быть использована педагогом для всестороннего развития детей. Однако одни виды игрушек, по мнению Е. А. Флекиной, имеют большие возможности для развития физического или нравственного, умственного или эстетического, другие важны для развития трудового.
Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на три вида: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и др. наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
Игрушки первой группы предназначены для сюжетно-ролевых игр детей. Ребенок закрепляет представления о назначении машины, учится управлять ею, запоминает отличительные признаки внешнего вида. В игрушках второй группы не столько важен внешний вид, сколько механизм действия и результат – продукция, получаемая ребенком.
Игрушки третьей группы должны способствовать развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.
Технические игрушки, как и все другие, должны быть интересны, занимательны, педагогически целесообразны, высокохудожественны. Кроме того, по выражению Е. А. Тининой они должны быть «технически грамотны». Технически безграмотной Е. А. Тинина называет ветряк, который не вертится от ветра, а приводится в движение ручкой. Если игрушка имеет механизм, он должен быть целесообразен, понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным. Е. А. Тинина рекомендовала применять в игрушке резиновый мотор как простого двигателя, часовой механизм – более сложного.
Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к техническойграмотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым.
Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.
Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: «Каждая игрушка без исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью, декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что каждая из них – произведение искусства, воспитывающее в ребенке художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрение».
В чем же искусство технической игрушки? Чем она отличается от модели, сувенира? Между ними действительно много общего: в синтетичности художественных образов, приемах, средствах.
В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему – она приспособлена к действию с ней.
Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для сюжетной игры, должна быть обрезной. Ее художественный образ должен давать лишь обобщенное представление о предмете.
Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином стиле с другими игрушками. Особенности игрового действия влияют на конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров - кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую для этих целей делают съемной.
Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.
Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями. Они распределены по возрасту.
Ну а как относятся малыши к игрушкам, отображающим наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.)? Эти игрушки по предпочтению вышли на третье место. Например, ребенка очень увлекает игрушечный столик, сервированный кухонный, столовой и чайной посудой. Значит, наборы этих предметов будут прекрасным подарком для девочек 2,5 – 3 лет. В игре с бытовыми игрушками перед ней открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик и т.д. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! Придется воочию убедиться, что дитя – ваше «зеркало».
В строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные игры» ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». /8., 148 c./
«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.
Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.
Игры детей 2 – 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах.
Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.
Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного материала разнообразно.
Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.
РАЗДЕЛ III
Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном учреждении
Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 – 3 лет пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного «загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра.
Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.
Мальчики 2,5 – 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце, «намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л. утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 – 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.
Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.
При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка – куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать кумушки получше иного мальчишки.
Однако
по последним результатам
Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по «мальчишечьему» или «девичьему» типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми - родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.
Информация о работе Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет