Игра в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. В истории общества труд предшествовал игре, определял её содержание. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням.
И по сей день игра способствует развитию физических ребёнка. Помимо этого, в игре развивается мышление, воображение, речь, творческие способности, усваиваются нормы поведения и правила взаимоотношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Игра - основной вид деятельности дошкольников……………………………4
Своеобразие игры как деятельности детей……………………………………4
Игра как средство воспитания и развития детей……………………………...8
Роль игры в организации детской жизни…………………………………….10
Взаимосвязь игры, труда и обучения………………………………………...12
Виды игр ………………………………………………………………………14
Игрушка и ее место в жизни детей…………………………………………...15
Виды игрушек………………………………………………………………….16
Хранение игрушек……………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Игра в детском саду.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Взаимосвязь игры, труда и обучения

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях. 
Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Отличие игры от работы состоит только в том, что «...работа есть участие человека в общественном производстве... в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». 
В игре часто возникает необходимость создания игрушки, того или иного приспособления. На занятиях лепкой, конструированием дети под руководством воспитателя изготовляют игрушки, пособия, которые используются в играх. Навыки самостоятельности, приобретаемые в труде, переносятся в игру. 
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер. 
В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами; двигательные навыки, способность ориентировки в пространстве - в подвижных играх. Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. Однако взаимосвязь игры и труда в какой-то мере сохраняется. Так, дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх. 
Педагогика не противопоставляет игру обучению на занятиях, а широко использует их взаимосвязь в процессе воспитательного воздействия на детей. С введением в детском саду обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям. 
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. 
Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками. 
Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают их также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

Виды  игр 

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формы организации, игровому материалу.

Н.К. Крупская разделила детские игры на 2 группы: игры, придуманные самими детьми (творческие), и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на:

  • Режиссёрские;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Театрализованные;
  • Игры со строительным материалом.

Игры  с правилами  – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся:

  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры.

Д и  д а к т и ч е с к  и е игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.) и по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

П о  д в и ж н ы е игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, лентами, обручами  и др.). 

Игрушка и ее место в  жизни детей

Игрушка - предмет, специально предназначенный  для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия. 
Большую роль игрушки в жизни детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно». 
Н. К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки. «Взрослый должен тщательно изучать особенности детского возраста. Должен это делать и изготовитель игрушки, ибо без этого игрушка не будет радовать по-настоящему ребенка, не будет помогать его росту, развитию». 
А. М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, о своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой». 
В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, умение согласовывать свои желания с желаниями сверстников, организованность, взаимопомощь, справедливость, честность. 
Игрушка должна быть динамичной, давать детям возможность производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и др. 
В игрушках может быть отражен и здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но без осмеяния, карикатуры: игрушка должна отражать типичное, быть хорошо оформленной. 
Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание). 
Наиболее ясно в игрушке выделяется ее прототип (образ), т. е. то, что она отражает и чем привлекает к себе ребенка: игрушка-кукла, игрушки-звери, домашние животные, игрушечные машины, посуда, мебель и т. д. Эти игрушки и составляют большую группу образных игрушек. Иногда их называют сюжетными, сюжетно-образными, потому что они определяют сюжет игры. 

Виды  игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых  они преимущественно используются, хотя это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно использовать в разных играх.

Сюжетные (образные) игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.

Игрушки-забавы, «весёлые игрушки», по определению Флёриной, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных, наборы фокусов.

Спортивные  игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, развитие координации движений (бильбоке, серсо, волчки, обручи, мячи и др.). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, дудки, волынки, музыкальные шкатулки и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством -  пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков.

Театрализованные  игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы, элементы костюмов, маски, элементы декораций и пр. Театральные игрушки не предназначены для ежедневного использования, они должны быть в глазах ребёнка связаны с атмосферой праздничности.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических устройств, с характерными для них действиями (машины, транспортные средства, механизмы, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы и пр.).

Строительные  и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство (наборы конструкторов и строительных материалов).

Игрушки-самоделки  изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. Игрушки-самоделки можно изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, пенопласт и пр.), полуоформленных (коробки, катушки, пуговицы и пр.), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина). 

Хранение  игрушек

Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить: 
а) доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими; 
б) общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки; 
в) сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками. 
Первому требованию наиболее соответствуют стеллажи с открытыми полками. Полки должны быть расположены так, чтобы дети доставали и убирали игрушки легко, без особых приспособлений. На них отводятся постоянные места для разных игрушек. Для крупных строительных материалов целесообразнее использовать нижние полки, для игрушек сюжетно-образных - полки повыше, для настолько-печатных игр - верхние. Необходимо обеспечивать обозримость игрушек, чтобы одни игрушки не заслоняли других. 
Существенную роль играет и время, затрачиваемое на приготовление игрушек к игре и уборку их. Крупный строительный материал целесообразно складывать вблизи от места, где обычно проходят строительные игры. Для дидактических и сюжетно-образных игрушек хорошо иметь подносики, иногда - мелкие корзиночки, чтобы эти игрушки было легко переносить на столы или в места игры и собирать после игры. Вместе с тем такой способ воспитывает у детей бережное отношение к игрушкам, организованность действий, чувство порядка. 
Музыкальные игрушки лучше помещать в застекленные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания. Дидактические игрушки хранятся в специальном шкафу. 
Расположение игрушек должно быть не только целесообразным, но и привлекательным. Народные дидактические игрушки, расположенные вместе, составляют радующее сочетание цвета, величин, форм. Сюжетно-образные игрушки - куклы, зверята, домашние животные - словно зовут к себе и как будто ждут детей. 
Порядок хранения игрушек должен быть до известной степени постоянным, т. е. допускать изменения. Дети, особенно старшие дошкольники, время от времени привлекаются к обсуждению того, как расположить игрушки, чтобы ими было удобно пользоваться, чтобы размещение их было эстетично, не нарушало общего оформления группы. 
После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке - это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.
 

Заключение

Игра  является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

Будучи  увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.

Используя четкую, постепенно развивающуюся систему  игр, педагог повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. В играх развивается ловкость, координация, глазомер, сила, быстрота, выносливость. 
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ.

Игры  способствуют развитию мышления, воображения, речи, творческих способностей, усвоению правил поведения и основ взаимоотношений.

Таким образом, игра является средством всестороннего  воспитания и развития детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: «Просвещение», 1984.
  2. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: «Просвещение», 1978.
  3. Козлова. С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  4. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред и высш. учеб. заведений. – М.: «Просвещение», 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. физическое  воспитание: задачи и содержание в  дошкольном возрасте

Оздоровительные задачи: укрепление здоровья, гармоническое  развитие форм и функций организма, повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, обеспечение творческого долголетия.

Информация о работе Игра в детском саду