Приёмы руководства игрой с
целью формирования её как
деятельности условно можно разделить
на традиционные (разработаны Р.
И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой)
и новые, исследованные в последние
годы (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко
).
В традиционном руководстве сюжетно-
ролевыми играми основное внимание
педагога сосредоточено на обогащении
содержания игр. С этой целью
он создаёт у детей интерес
к новым сюжетам. Такой интерес
не возникает на пустом месте,
он « вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной
работы, если дошкольники получают яркие
представления об окружающей жизни, которые
вплетаются в их прошлый опыт, будоражат
воображение, вызывают эмоциональный
отклик. Чем младше дети, тем важнее для
них впечатления, полученные при непосредственном
ознакомлении с тем или иным явлением.
С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий
иллюстративный материал, почитать им
книги, провести беседу.
При ознакомлении с окружающим
педагог заостряет внимание детей
на тех моментах, которые можно отразить
в игре в соответствии с их возрастом.
Для малышей - это предметы и способы их
использования взрослыми в процессе своей
деятельности, для детей 4-6 лет-взаимоотношения
людей.
Естественно, что даже после очень
ярких впечатлений, которые получили дети,
не у всех возникает желание передать
их в игре. В играх находят выражение интересы
детей, а явления, с которыми их познакомили,
могут не входить в сферу этих интересов.
Но если кто-то развернёт игру на новую
тему, педагог должен поддержать инициативу
детей, похвалить их. Затем он может принять
участие в игре.
Дети затевают иногда и плохие
игры, вредные для здоровья, развивающие
дурные чувства. Например: дети
играют иногда в «пьянки», в
«бандитов». Иногда играя в войну, устраивают
сражение, избивают друг друга. Таких игр
не должно быть. Они развивают у детей
жестокость, злобу, дурные привычки.
Если начинается такая игра, воспитатель
объясняет детям, что шпионы, бандиты
- наши враги. Он старается внушить
детям отвращение к пьянству, к ссорам,
к грубости. Следовательно, воспитатель
должен следить за тем, во что играют дети,
заботиться о том, чтобы в играх дети
подражали только хорошему.
Иногда дети активно принимаются
за игру, но она скоро исчерпывает
себя из-за бедности представлений, хотя
событие, первоначально подтолкнувшее
к ней, вызвало яркие переживания. Бывает
и так: дети играют в одну и ту же игру
постоянно, но застряли на её содержании;
повторяют однообразные действия, ролевые
диалоги, события и ситуации. В обоих случаях
– это сигнал для педагога: надо пополнить
знания детей, направить сюжет по другому
руслу. Подойдут традиционные приёмы:
чтение художественного произведения,
рассказ, беседа. Задача педагога придать
этим традиционным приёмам нужное звучание.
Иногда новая сюжетная линия
игры возникает благодаря дополнительному
игровому материалу. Малышам его
предлагает воспитатель. Дети 4-6
лет могут смастерить, построить
что-либо сами по предложению
взрослых или с их помощью.
Порой новую сюжетную линию задаёт
педагог, неожиданно включающийся в игру,
которая уже « выдыхается».
Следует учитывать правило: по
мере роста активности и самостоятельности
детей целесообразно использовать
приемущественно косвенные приёмы
воздействия (напоминание о прошлых
играх детей, о том, что они видели; наводящие
вопросы, своевременное изменение игровой
среды, организация изобразительной, трудовой,
конструктивной деятельности, которая
может подтолкнуть к игре).
Чем младше дети, тем больше
внимания уделяет педагог организации
игры. Он помогает будущим участникам
сговориться, во что они будут играть.
Сговор на игру требует согласования замыслов,
определения игровой обстановки (где играть,
что использовать), распределения роли.
В сговоре закладываются основы взаимодействия
детей, формируются умения слушать друг
друга, считаться с желаниями и интересами
каждого. Педагог, работающий в младшей
группе, стимулирует и направляет игровое
общение детей. Предлагая малышу ту или
иную игрушку, воспитатель спрашивает,
с кем бы ему хотелось поиграть, располагает
детей к общению. Этому способствует напоминание,
как хорошо они играли вместе утром, как
им было интересно. Можно предложить объединиться
двум играющим детям.
По содержанию игры детей младшего
школьного возраста отличаются от игр
детей более старшего возраста. Эти отличия
связаны с относительной ограниченностью
опыта, особенностями развития воображения,
мышления, речи. Ребёнок не может представить
игру до её начала, не улавливает логическую
последовательность между реальными событиями.
Потому и содержание игр, как отмечала
А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши
часто повторяют в игре действия с игрушками,
показанные взрослыми и связанные с бытом.
А.П. Усова охарактеризовала такие игры
как игры – действия. Причём интерес к
действиям часто доминирет, поэтому цель
игры ускользает из поля зрения ребенка.
В течение второго года жизни
ребёнок должен научиться следующему:
выполнять разные игровые действия,
дополнять или менять игровые
действия первыми речевыми высказываниями.
Основное условие для развития сюжетно
– ролевой игры – это совместные игры
взрослого и ребёнка.
Однако на границе третьего
и четвёртого года жизни игры
становятся более содержательными,
что связано с расширением
представлений детей об окружающем
мире.
С целью обучения малышей сговору
на игру педагог выступает
в роли главного действующего
лица, беседует с детьми о предстоящей
игре. Дети включаются в игру,
по ходу уточняя содержание, создавая
игровую обстановку, тем самым,
педагог обучает дальнейшему развитию
сюжетных линий, введению новых ролей.
В игре может быть много параллельных
ролей, играя которые, дети будут заимствовать
друг у друга средства игрового поведения
(действия, речевые диалоги). Оставаясь
на « руководящей роли», воспитатель ненавязчиво
направляет игру, одобряет положительное
взаимодействие детей, успешное выполнение
роли, предупреждает возникновение конфликтов.
Очень важно не оставлять без
внимания желание детей организовать
игру по собственной инициативе.
Именно желание, потому что не подкрепленное
умением договариваться самостоятельно
оно быстро исчезнет. Одобрив намерение
малышей играть вместе, педагог может
спросить, во что они собираются играть,
какие роли предполагаются, что будет
делать каждый персонаж, помогает распределить
роли, подобрать нужные атрибуты. Затем
включается в игру во второстепенной роли.
Помогая детям, не надо делать за них то,
что они могут сделать сами. Очень плохо,
когда воспитатель всё придумывает, а
дети делают только то, что он им велит.
Детей надо приучать к самостоятельности,
надо стараться, чтобы они умели сами придумывать
и проводить интересные игры.
С целью закрепления у малышей
радостных, приятных впечатлении
о совместной игре педагог
привлекает к ней внимание
других воспитанников группы. Вечером
в присутствии детей рассказывает родителям
о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие
дни. Это нужно делать, поскольку детям
свойственно подражать не только окружающим,
но и себе. Всяческие поддерживания педагогом
воспоминания о «хорошей игре» станут
образцом для такого подражания.
Таким образом, в арсенале педагога
много приёмов, стимулирующих
новую тематику игр, углубление
их содержания.
Заключение
В
процессе исторического развития человека
игра выполняла различную роль, но все
авторы ссылаются на то, что игра это основное
средство развития ребёнка, это инструмент,
способствующий взаимопониманию разных
поколений. В играх отражаются взаимоотношения
людей. Дети живо откликаются на новые
впечатления, вплетая их, как сюжетные
линии в знакомые игры. Таким образом,
игра не только удовлетворяет основную
потребность детей, но и на основе освоения
социального опыта, осуществляемого в
игре, происходит развитие разнообразных
сил и способностей ребёнка: умственных,
нравственных, физических и эстетических.
Дальнейшее совершенствование этих способностей
продолжается в различных видах деятельности
(учебной, трудовой, общения и др.). Исследования
раскрыли значение игры как средства формирования
детского общества, как формы организации
жизни детей. В этом проявляется социальная
сущность игры.
Таким образом, изучив психолого
– педагогическую литературу
по теме: « Игра как средство
социализации дошкольников »,
я доказала, что игра является
не только средством всестороннего
воспитания дошкольников, но и средством
социализации ребёнка.
Список
литературы
- Битянова,
М.Р. Организация психологической
работы в школе: учебное пособие
для студентов педагогических
колледжей / М.Р. Битянова. – М.: Генезис,
2000. - 190 с.
- Дубровина,
И.В. Возрастная и педагогическая психология:
учебное пособие для
студентов высших педагогических
учебных заведений / И.В. Дубровина. - М.:
Академия, 1998. – 300 с.
- Кравченко,
А.И. Социология: учебник для студентов
высших пед.
учебных заведений / А.И. Кравченко. – М.:Издательский
центр Академия, 2002. - 416 с.
- Ковязина,
Т.А. Социальный педагог в школе: методические
рекомендации (из опыта работы). – Курган:
Институт повышения
квалификации, 2005. – 56 с.
- Коджаспирова,
Т.М. Педагогический словарь: для студентов
высших и средних педагогических учебных
заведений / Т.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
– М.: Издательский центр Академия, 2001.
– 176 с.
- Козлов, А.
А. Практикум социального работника: учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений / А.А. Козлов, Т.В. Иванова. –
Ростов-на-Дону.: Издательский центр Феникс,
2001. – 320с.
- Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова,–
М.: Издательский центр Академия, 2002. –
344 с.
- Куликова,
Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений
/ Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр
Академия, 1999. – 232 с.
- Мардахаев,
Л.В. Словарь по социальной педагогике:
учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Л.В. Мардахаев. – М.:
Издательский центр Академия, 2002. – 368с.
- Менджерицкая
Д. Детские игры. / Д. Менджерицкая // Дошкольное
воспитание: - научно – теоретический
журнал. – 2008. - №5 с. 10 – 11.
- Мустаева,
Ф.А. Социальная педагогика: учебник для
вузов / Ф.А.
Мустаева. – М.: Академический проект,
2003. – 528с.
- Методика
и технология работы: учебное пособие
для студентов высших учебных заведений
/ М.А. Амиазов, М.А. Беляев, Н.Н. Бессонов
под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева.
– М.: Издательский центр Академия, 2002.
– 192с.
- Методика
и технология работы социального педагога
: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений/Под
редакцией В.А. Сластенина. – М.: Издательский
центр Академия, 2001. – 208 с.
- Овчарова,
Р.В. Справочная книга социального педагога:
учебник для студентов педагогических
вузов/Р.Ф.Овчарова.-М.:ТЦ Сфера,2001.– 480
с.
- Основы социальной
работы: учебник / Под редакцией
П.Д. Павленок. - М.: Издательский центр
ИНФРА, 1998. – 368 с.
- Основы социальной
педагогики: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей
/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое
общество России, 2002. – 160 с.
- Подласый,
И.П. Педагогика начальной школы: учебное
пособие для студентов педагогических
колледжей / И.П. Подласый. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2000. – 400с.
- Романова,
Е.А. Рабочая книга социального педагога:
учебное пособие для студентов педагогических
колледжей / Е.А.Романова. – М.:
Творческий центр Сфера, 2002. – 144с.
- Социальная
педагогика: курс лекций / Под ред. М.А.
Галагузовой. – М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
- Социальная
педагогика: учебное пособие для студентов
высших
учебных заведений / Под ред. В.А. Никитина.
– М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 272
с.