Игра как средство социализации дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.
Предмет исследования: игра как средство социализации дошкольников.
Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Теоретическая основа игры
1.1. Из истории игры стр. 5
1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8
1.3. Понятие социализации личности стр. 11
1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12




Глава 2. Особенности организации игр в младших
группах детского сада
2.1. Виды игр в детских образовательных
учреждениях стр. 16
2.2. Особенности организации и руководства
сюжетно – ролевыми играми в младших
группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Игра как средство социализации дошкольников.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Таким образом: В дошкольном  возрасте игра является тем  видом деятельности, в котором  формируется личность, обогащается  её внутреннее содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1.3. Понятие социализации личности 
 

     В словаре по социальной педагогике под редакцией Л. В. Мардахаева дано такое определение:

   Социализация - (от лат. socialis-общественный)- процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

     Социальное становление личности - рассматривается как процесс и как результат. Социальное становление личности как процесс-динамика социального развития человека, определяющая его формирование как социально - зрелой личности, происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания. Социальное становление личности, как результат- уровень (показатель) социального развития человека, свидетельствующей о его социальной зрелости, способности сознавать себя в обществе как личность, самостоятельно определять для себя цели и достигать их, о развитости осознанного чувства собственного достоинства, уверенности в своём положении в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 1.4. Роль игры в социализации дошкольника  
 

   В исследованиях советских и зарубежных ученых-философов, социологов, историков  культуры (Гайнц, Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривается своеобразие игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, указывают на её значение в формировании  социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

   В игре ребенок выступает как субъект  деятельности. Объединяясь в играющие коллективы, дети вступают между собой  в  разнообразные отношения, активно  отражают жизнь и деятельность взрослых. Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность психического развития ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др.). В игре происходит ориентация ребёнка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности ( Б. Г. Ананьев). Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений, и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и утверждений. В игре формируется стиль отношения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

   На  основе социального опыта взрослых, осуществляемого в игре, происходит развитие разнообразных сил и способностей ребёнка.

   Исследования, проведённые под руководством А. П. Усовой,  раскрыли значение игры как  средства формирования детского общества, как формы организации жизни  детей. В этом также проявляется  социальная сущность игры.

   К. Д. Ушинский определил игру как посильный  для ребёнка способ войти во всю  сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой » ( Ушинский К. Д. Избр. пед. Соч. – М. , 1954- т. II. C. 483).

     Самые ранние и мощные агенты  социализации – родители или  взрослые, воспитывающие ребёнка.  Когда радоваться и когда злиться,  как здороваться и как прощаться,  как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те или иные события,- всё это ребёнок первоначально узнаёт от самых главных в своей жизни людей – от родителей. Причём не во время каких – то специальных воспитательных  действий, а  постоянно наблюдая за своей семьёй, живя в ней, эксперементируя, пробуя различные способы поведения, через игру.

   Окружающая  ребёнка действительность чрезвычайно  многообразна, а в  игре находят  отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

   В первые годы жизни у ребёнка преобладает  интерес к предметам, вещам, которые  используют окружающие. Поэтому в  играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с  каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу  в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей « полу-игрой – полу-трудом ».

   Сущность  воспитательного воздействия сюжетно-ролевой  игры в приобретении и накоплении ребёнком социального опыта. Содержание игр вводит ребёнка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношения к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируются положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

   В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребёнка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, во-вторых, формируются сами общественно - значимые мотивы ( например, ребёнок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась), в- третьих в игре возникает новая психологическая форма мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Сюжетно-ролевая игра – одно из средств умственного воспитания. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника.

   Большое значение имеет игра для развития воображения детей. Cоздание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий  сюжета, отбор изобразительных средств при выполнении ролей,  преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения что и является условием его интенсивного развития.

   Преобладают дети и эмоциональный опыт: переживание  и сопереживание разнообразных  чувств в игре накладывает отпечаток  на характер ребёнка.

   Близость  игры к искусству создает возможность  использования сюжетно ролевых  игр в эстетическом воспитании. Чувства  детей в игре связанные с проявлением  инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам.

   Таким образом, игра, являясь социальной деятельностью, выполняет в обществе определённые функции- наряду с другими средствами она обеспечивает передачу накопленного общественного опыта от одного поколения к другому, обеспечивает развитие личности ребёнка.

   Игра  становится способом выделения и  моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношении между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта. На социальную природу игры указывает то обстоятельство, что она не может существовать лишь при определённых социальных условиях. Взрослые члены общества, обеспечивая детям необходимые материальные условия для их существования и развития, создают объективные возможности для развёртывания игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2.    Особенности организации игр в

                          младших группах детского сада

                   2.1. Виды игр в  детских образовательных

                          учреждениях 
 

   Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько  разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учётом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углублённого изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств ( сенсорные игры), движений ( моторные игры).

   Характеристика  видов игр по их педагогическому  значению есть и у немецкого психолога  К.  Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

   В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошёл

   П. Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребёнка впервые 6 – 7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. Таким образом, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

   В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчёркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое  название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.                                                                                                                                                             Авторы базисной программы развития ребёнка – дошкольника « Истоки» предлагают свой подход к классификации игр. В основе этой  классификации лежит представление об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:

   - игры, возникающие по инициативе  ребёнка (детей), – самостоятельные  игры;

   -игры, возникающие по инициативе взрослого  и старших детей, – организованные  игры;

   -игры, идущие от исторически сложившихся  традиций народа, - народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

   Первый  класс игр подразделяется на игры - экспериментирование, сюжетно - отобразительные, режиссёрские и театрализованные. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка, для возникновения новых видов деятельности.

   Второй  класс: включает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические  игры.

   Третий  класс - традиционные или народные игры.

   Исторически сложилась и давно известна ещё  одна классификация игр дошкольников: сюжетно – ролевые, игры со строительным материалом, театрализованные, подвижные, спортивные, музыкально – дидактические  игры.

   Таким образом, все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей в играх детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2.2. Особенности организации и руководства

                        сюжетно - ролевыми играми в младших

                        группах детского сада 
 

   Руководство сюжетно ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

   - формирование игры как деятельности;

   - использование игры как средства  воспитания ребёнка, становление  детского  коллектива.

      Формирование игры как деятельности  предполагает, что педагог влияет  на расширение тематики сюжетно-ролевых  игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Информация о работе Игра как средство социализации дошкольников