Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:01, курсовая работа
Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Введение
Глава I. Психолого-педагогические проблемы формирования мотивации учения младших школьников.
1.1 Сущность понятия мотив и мотивация.
1.2 Особенности мотивационной сферы у младших школьников.
1.3 Игра как средство формирования мотивов учения.
Глава II. Практическая часть
Заключение
обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
4) оптимальное сочетание занимательности и обучения, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность;
5) использование средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре, которую следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
6) наличие между педагогом и детьми атмосферы уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, умением педагога ответить на следующие вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд занимательным и продуктивным.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая
игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить
поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.
Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной
мере связано с профессионализмом и творчеством самого учителя. Для того чтобы успешно организовать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры.
Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к учению, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к изучаемым предметам
Но пользоваться такой методикой надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
Глава II. Практическая часть
Предметом проводимого нами исследования являются игры как средство повышения мотивации обучающихся к обучению.
Приведём несколько примеров игр, используемых для повышения мотивации к обучению.
Игры, задания для развития логического мышления.
-Выделение признаков предметов
1.Расскажите о форме, цвете, вкусе малины, крыжовника, смородины.
2 Сколько букв в словах: карта, парта, окно. глобус? Сколько слогов в этих словах?
3. Перечислите несколько признаков (род, число. количество букв, звуков) слов: стул, лампа, вилка, диван.
4. Про какой предмет можно сказать:
-белая, рассыпчатая. соленая на вкус
-желтый, сладкий, продолговатый
-круглое, зеленовато-красное. Сладкое
5. загадывание загадок
6 отгадать ребусы
7. сравните слова из левого и правого столбиков. Чем они отличаются?
Нож-нос
Труд-трус
Лев-лес
Маска-ласка
Маска-миска.
8 .замените в словах первую букву и получите новые слова
Кепка, кит, мель.
9. чем отличается книга от тетради?
-назовите общие признаки предметов: апельсин и лимон.
10. исправьте ошибки, сделанные Незнайкой
Столяр сделал оконную ламу.
Этот зверь зовется рама.
Осторожно шьют игрой.
Ребята заняты иглой
11. Что объединяет эти предметы? Назовите их одним словом
-кукла, матрешка, мячик
-яблоко, груша, слива
-стол. Стул, шкаф
12. продолжите перечень предметов
- картофель, лук….
бежать, стоять…
- молоко. сыр….
-красивый, красный…
13. Найди лишнего
- Е, Е, е
- Саша, Миша. Иванов
- платье, сарафан, панамка.
14 . Выделите отдельные слова из слова
-ЕДАШАРКОМНАТАКЛАССКУКЛА
15. выделите отдельные слова из предложения
-ДЕТИВОЗВРАЩАЛИСЬИЗШКОЛЫ
_
16. из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово
-МАШИНА, ЛИМОН, НАСОС
-КОРОВА, ЛЕТО, СОЛОВЕЙ
- ЧЕРЕДА,ЛОТО,ВЕКТОР,
-КОЗА, ЛОСОСЬ, БОКСЕР
_БОТЫ,ЛОТОК,ТОПОТ
17. Найди внутри слова цифру
-Подвал, стриж, семья, опять. Осетрина
18. Запишите имена девочек. Переставив буквы местами
-ОТЯН,АМИРАН, ВСТЕА
Заключение
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, можно говорить о том, что для повышения интереса к обучению, необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры.
Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к изучаемым предметам. Использованные на уроках интеллектуальные игры предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями, создают ситуацию успеха для слабых учеников. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.
Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к изучаемым предметам, способствует более качественному усвоению знаний.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно -гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. —
2. Выготский J 1.С. Педагогическая психология Под ред. Давыдова. М.: Педагогика. 1991.
3. Вилюнас В.К. Психические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990,
4. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры. Опыт и проблемы
5.Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных ишерееов учащихся. Автореф. ... канд. под. на\к. Волгоград, 1997.
6.Кларин М.В. Игра в учебном процессе. Советская педагогика. 1985.—
7.Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - М. - С.16 - 19.
8.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. - Знание, 1974. -
9.. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
10. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
11Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
12. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 1995
13Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971
14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М., 1998.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
16 Педагогические технологии. Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д: Март, 2002.
Информация о работе Игра как средство формирования мотивов учения младших школьников