Игра как педагогическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.[C.56]

Содержание

Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Теории происхождения игры

1.2 Типология учебных игр

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства

Выводы по Главе 1

Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 Определение и методическая структура ролевой игры

2.2 Воспитательный и обучающий потенциал

2.3 Методика практического использования ролевой игры

Выводы по Главе 2

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Выводы по Главе 3

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

игра как педагогическая категория.docx

— 59.12 Кб (Скачать)

 

Беседа с учителем

 

При беседе с учителем был  сделан вывод, что игровые элементы на уроках английского языка необходимо использовать более часто. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так как игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, что не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного  материала.

 

Беседа с учащимися

 

При разговоре с учащимися  можно было сделать вывод, что  им понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Дети стали самостоятельно готовить отдельные  элементы урока: «Я в роли учителя». Не малую роль сыграло сплочение  коллектива при работе в группах. Дети стали более общительными, раскрепощенными.

 

Выводы к главе 3

 

В ходе опытно-экспериментальной  работы мной было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мной были использованы такие методики как ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.

 

Использование данных методик  было направлено на изучение состояния  вопроса об игровых методах обучения в 5 «А» классе, а так же на определение  уровня мотивации к изучению английского  языка. В результате было выявлено, что интерес на уроках английского  языка находится на среднем уровне.

 

На основе результатов  констатирующего эксперимента я  спроектировала 3 урока с игровыми элементами.

 

В ходе формирующего эксперимента были использованы уроки с игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что  у них ничего не получится, попробовали  свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что  формирующий эксперимент прошел успешно.

 

Основной целью контрольного эксперимента являлось дублирование констатирующего  эксперимента и сравнение результатов  двух экспериментов, подтвердив или  опровергнув гипотезу, в которой  утверждается, что формирование познавательного  интереса школьников к изучению иностранных  языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный  процесс игровых технологий.

 

Сравнение результатов двух экспериментов позволило сделать  следующий вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков с игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес  к урокам английского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении  уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать  гипотезу подтвержденной.

 

 

Заключение

 

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном  процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю  в процессе передачи необходимой  информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных  этапах урока. Однако все зависит  от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности  игр необходимо знать чувство  меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

 

Успех использования игр  зависит, прежде всего, от атмосферы  необходимого речевого общения, которую  учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

 

Конечно, урок английского  языка – это не только игра. Доверительность  и непринужденность общения учителя  с учениками, возникшего благодаря  общей игровой атмосфере и  собственно играм, располагают ребят  к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

 

В школьную практику обучения иностранному языку желательно внедрить следующие положения:

 

-           Процесс обучения иностранному  языку в школе должен включать  в себя как традиционные, так  и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие  игры;

 

-           Обучающая игра должна учитывать  индивидуальные психологические  особенности каждого обучаемого;

 

-           Для большей эффективности обучающую  игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на  всех периодах обучения иностранному  языку;

 

-           Само обучение в целом должно  быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый  ученик решает интересные коммуникативно-познавательные  учебные задачи, т.е. все фокусируется  вокруг школьника как субъекта  учебной деятельности.

 

Следует учитывать тот  факт, что игровой намного облегчает  процесс учебный; более того, умело  разработанная игра неотделима от учения.

 

Игра как средство гарантирует  позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие  от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

 

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как  интересное, яркое, необходимое для  жизнедеятельности занятие и  ребенок чувствует развивающее  и воспитывающее значение игры

 

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы: формирование познавательного  интереса школьников к изучению иностранных  языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный  процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось  доказать, что игра действительно  является методом обучения и воспитания в школе. Все показатели были зафиксированы и проанализированы в экспериментальной части данной курсовой работы.

 

 

Литература

 

1.       Конституция  Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с.

 

2.       Адлер,  А. Постижение человеческой природы  / А. Адлер. – М.: Знание, 1985. –  289 с.

 

3.       Воловик,  А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик.  – М.: Флинта, 1998. – 232 с.

 

4.       Выготский,  Л.С. Игра и ее роль психическом  развитии ребенка / Л.С. Выготский  // Вопросы психологии. – 1997. –  №6. – С. 61-64.

 

5.       Гальскова,  Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения  иностранным языкам. Лингводидактика  и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И.  Гез – М.: Академия, 2005. – 336 с.

 

6.       Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая  эвристика. Искусство овладения  иностранным языком./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1991. –  224 с.

 

7.        Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М.  Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С.  Тюников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – Ч. 1. – 125 с.

 

8.       Зимняя, И.А. Психологические аспекты  обучения говорению на иностранном  языке: пособие для учителей  средней школы / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.

 

9.       Имедадзе, Н.В. Психологические основы обучения  неродному языку / Н.В. Имедадзе. – М.: Юристъ, 1997. – 217 с.

 

10.     Коменский  Я.А. Законы хорошо организованной  школы / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 1984. – 266 с.

 

11.     Куписевич  Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с. 

 

12.     Леонтьев  А.Н. Психологические основы дошкольной  игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.

 

13.     Мухина В.С.  Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.

 

14.     Павлов О.  Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

 

15.     Соловова, Е.В.  Методика обучения иностранным  языкам: базовый курс лекций / Е.В.  Соловова. – М.: Просвещение, 2005. –  239 с.

 

16.     Спенсер, А.  Образование умственное, моральное  и физическое / А. Спенсер. –  СПБ.: ВЕИП, 1999. – 270 с.

 

17.     Стронин, М.Ф.  Обучающие игры на уроке английского  языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.

 

18.     Утехина, А.Н.  Иностранный язык в дошкольном  возрасте: Теория и практика / А.Н.  Утехина – Ижевск: Удмуртский  университет, 2000. – 246 с.

 

19.     Ушинский  К.Д. Собрание сочинений / К.Д.  Ушинский – М.: Академия, 1989. –  Т.6. – 340 с.

 

20.     Филатов, В.М., Лившиц, О.Л. Ролевые игры на  уроках английского языка в  6 классе / В.М. Филатов, О.Л. Лившиц // Иностранный язык в школе.  – 1981. - №1. – С. 38-41.

 

21.     Филатов, В.М.  Ролевые игры на занятиях по  иностранному языку в начальных  классах школы / В.М. Филатов  // Класс, 1995. - №4. – С. 12-15.

 

22.     Фрейд, З.  Собрание сочинений / З. Фрейд.  – СПБ.: ВЕИП, 2005. – Т.21. – 340 с.

 

23.     Эльконин, Д.Б.  Психология игры / Д.Б. Эльконин. –  М.: Просвещение, 1987. – 350 с.


Информация о работе Игра как педагогическая категория