Игра как педагогическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.[C.56]

Содержание

Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Теории происхождения игры

1.2 Типология учебных игр

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства

Выводы по Главе 1

Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 Определение и методическая структура ролевой игры

2.2 Воспитательный и обучающий потенциал

2.3 Методика практического использования ролевой игры

Выводы по Главе 2

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Выводы по Главе 3

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

игра как педагогическая категория.docx

— 59.12 Кб (Скачать)

В связи с этим выделились такие категории учащихся:

 

1.         Одаренные дети (дети способные  к языку)

 

2.         Дети со средними способностями

 

Среди них одаренные: Цвеленьева Мишель, Черныш Яна

 

Учитель при организации  учебного процесса большую часть  уделяет индивидуальному подходу, поэтому отстающих в классе нет.

 

Анализ домашнего задания  и работы учащихся на уроке показал, что познавательный уровень и  развитее учащихся соответствует норме  или высокому уровню (в зависимости  от сложности материала). 5 «А» классу присущ средний темп усвоения материала.

 

Для определения степени  сплоченности группы для каждого  из ее членов было проведено наблюдение (на переменах, уроках, в играх), откуда стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.

 

Для определения степени  привлекательности предмета мА просмотрели  уроки, из которых можно сделать  вывод, что у детей есть желание  научиться говорить на английском языке. Интерес к познанию нового (материала, сведений, информации), общение на английском языке во время урока. Их активность на уроке, желание узнавать, открывать  для себя новые страницы в мир  английского языка показали высокую  степень привлекательности предмета.

 

Анализируя деятельность учителя можно сказать о его  большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно  организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому  ученику. Учитель совмещает и  традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень  активности детей в усвоении материала.

 

Анализ УМК

 

УМК по английскому языку  для 5-х классов специализированных школ (Гимназии №13) авторов Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska издательства “Longman” состоит из:

 

·          Students’ Book with Mini-Dictionary

 

·          Language Powerbook including Mini-Grammar

 

·          Teacher’s Book with tests and extra activities

 

·          Class cassettes (CDs)

 

·          Reading Texts Cassette

 

·          Test Book and Cassette Pack

 

·          Companion Website

 

Весь материал учебника разделен на несколько модулей (Modules), каждый из которых включает в себя:

 

·          Упражнения (грамматические, фонетические)

 

·          Коммуникативные задания на тренировку и практику общения

 

·          Лексический материал с примерами  и иллюстрациями

 

·          Задания различной сложности/упражнения для самостоятельных учебных  работ (“Check your English”, “Check your Learning”).

 

В данном учебнике уделяется  внимание и ролевым играм (Speaking: A role play; Roleplay: Group Survey; Roleplay: A Talk; Roleplay: Giving and Checking Information и др.)

 

Students’ Book – включает  в себя 128 страниц (с Grammar Summary) с  упражнениями для развития практики  языка, упражнениями с использованием  кассет (аудирование), фонетическими  упражнениями.

 

Language Powerbook – включат в  себя 111 страниц практических упражнений (Questionnaire, грамматических упражнений, writing).

 

Данные учебники предназначены  для углубленного изучения английского  языка. На каждом уроке используется звуковое пособие (кассеты с диалогами, песнями, стихотворениями, текстами, упражнениями на звуки). Обучение направлено на развитие всех ВРД (аудирование, говорение, чтение, письмо).

 

УМК имеет все необходимое, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка. Специфика  учебного материала и учебного процесса этого УМК включает в себя все  необходимое для проведения уроков.

 

В этой главе ставятся следующие  задачи:

 

·          Выявить уровень знаний детей

 

·          Проследить работу детей в игровой  форме на уроках английского языка

 

·          Отследить уровень знаний детей  после внедрения игр в работу урока

 

Для реализации данных задач  была проведена опытно-экспериментальная  работа, которая состояла из следующих  этапов:

 

1.         Констатирующий эксперимент

 

2.         Формирующий эксперимент

 

3.         Контрольный эксперимент

 

3.1 Констатирующий эксперимент

 

Цели:

 

- Выяснить какие обучающие  игры использует педагог на  уроках английского языка

 

- Определить, как влияет  введение обучающих игр в урок  английского языка

 

- Выявить уровень ЗУН  детей

 

Методы:

 

1.         Ранжирование

 

2.         Тест-опросник

 

3.         Беседа

 

4.         Метод наблюдения

 

1. Ранжирование

 

Испытуемым было предложено определить место предмета в системе  обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

 

ИЗО

 

История

 

Математика

 

Английский язык

 

Физкультура

 

Русский язык

 

В таком порядке дети оценивают  предметы: ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4

 

 

На основании полученных данных был составлен рейтинг  предметов:

 

1.         ИЗО

 

2.         Английский язык

 

3.         Математика

 

4.         Русский язык

 

5.         История

 

6.         Физкультура

 

Вывод: В основном все учащиеся поставили английский язык на второе место. Это говорит о высоком  положении предмета в системе  обучения, но так как на уроках английского  языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей  является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.

 

2. Тест-опросник

 

Испытуемым на уроке английского  языка было предложено ответить на ряд вопросов.

 

Были предложены следующие  вопросы:

 

1.         Любите ли вы игру?

 

2.         Каким играм вы отдаете предпочтение?

 

3.         Где чаще всего вы играете?

 

4.         С кем вы играете?

 

5.         Часто ли вы обмениваетесь  мнениями об игре?

 

6.         Хотелось бы вам, чтобы на  уроках присутствовала игра?

 

7.         Вы больше любите работать  в группе или поодиночке?

 

8.         Как бы вы изменили урок  английского языка, включили бы  игру в урок?

 

Вывод: ответы ребят показали, что уровень знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и той же схеме. В уроке  нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя – донести до ребенка  материал, но форма преподнесения  – традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и  интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.

 

3. Беседа

 

Беседа с учителем

 

На основе результатов  теста-опросника было выявлено, что  детям нравятся ролевые и групповые  игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке английского  языка. Поэтому мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие  вопросы:

 

1.         Используете ли вы игры на  уроке?

 

2.         Какие методы и методики вы  используете?

 

3.         Используете ли вы игру как  метод обучения иностранному  языку?

 

Анализируя ответы учителя  можно сказать о его большой  роли в поддержании интереса к  предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель  совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую  степень активности детей в усвоении материала.

 

Вывод: Игра в большей степени  позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и  туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.

 

Беседа с учащимися

 

Ребятам уроки не кажутся  скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать  в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых  ситуаций на уроках, содействовать  в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое  и раскрывать свои способности перед  классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности  в области английского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.

 

4.         Метод наблюдения

 

Метод наблюдения дал возможность  проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам английского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное  взаимодействие и взаимодействие с  учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности  каждого ребенка и подобрать  индивидуальные методы работы.

 

Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие  группы по нескольким критериям:

 

По способностям к изучению иностранного языка:

 

1.         Одаренные дети – Цвеленьева  Мишель, Черныш Яна

 

2.         Дети со средними способностями  – Ананьев Рома, Богина Яна,  Кривина Настя, Крайнов Антон,  Фокин Тимур

 

По активности на уроке:

 

1.         Активные – Черныш Яна, Богина  Яна, Крайнов Антон

 

2.         Пассивные – Ананьев Рома, Кривина  Настя, Фокин Тимур, Цвеленьева  Мишель

 

Межличностные отношения:

 

1.         «Звезды» - Черныш Яна

 

2.         Предпочитаемые – Богина Яна,  Фокин Тимур, Крайнов Антон

 

3.         Принятые – Ананьев Рома

 

4.         Пренебрегаемые – Цвеленьева  Мишель, Кривина Настя

 

5.         Изгоев в данной ученической  группе нет

 

3.2 Формирующий эксперимент

 

Цели: разработать и провести серию экспериментальных уроков, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках английского  языка.

 

В течение данного эксперимента были спроектированы, разработаны и  проанализированы экспериментальные  уроки по следующим темам:

 

·          “Going places”

 

·          “Crazy Gang”

 

·          “Story time”

 

 Для повышения активности  на уроке английского языка  были использованы следующие  игровые упражнения:

 

1.         “Complete and read”

 

Цели: развитие языковой догадки, приобретение навыков перевода, расширение кругозора учащихся.

 

Описание: в ходе игры учащиеся, пользуясь таблицей, вписывают буквы  в клеточки. В результате получается пословица, которую нужно прочитать  и понять смысл.

 

Итоги: В результате выполнения задания учащиеся узнали новые пословицы, расширив свой кругозор.

 

2.         “Charade”

 

Цели: формирование лексических  навыков

 

Описание: учащимся нужно  найти и обвести слова

 

Итоги: В результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили  лексические единицы по теме.

 

3.         “Complete the words”

 

Цели: повторение лексического состава

 

Описание: Учащимся нужно  вставить пропущенные буквы и  прочитать слова.

 

Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые  для дальнейшей работы на уроке.

 

(Конспекты уроков смотри  в приложении 2)

 

Вывод: игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, которые были использованы в работе, помогли в разработке уроков. При проведении уроков у  детей сформировалась положительная  динамика, они энергично участвовали  в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, начали постепенно включаться в работу. Были созданы проблемные ситуации, где дети пытались показать уровень  своих знаний. Учащиеся быстрее усваивали  новый материал, знакомились с  новыми темами. Дети после уроков делились впечатлениями.

 

3.3      Контрольный  эксперимент

 

Цели:

 

- выявить насколько изменился  уровень ЗУН учащихся во время  проведения эксперимента

 

- выявить насколько у  испытуемых изменилось отношение  к английскому языку

 

Для того, что бы определить какое место стал занимать английский язык в системе обучения 5 «А»  класса после проведения экспериментальных  уроков, был проведено ранжирование предметов.  ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4

 

 

На основании полученных данных был составлен рейтинг  предметов:

 

1.         ИЗО

 

2.         Английский язык

 

3.         Математика

 

4.         Русский язык

 

5.         История

 

6.         Физкультура

 

Исследование показало, что  английский язык остался на прежнем  месте.

 

Что бы выявить, насколько  изменился уровень ЗУН учащихся, и как повлияло введение игры в  урок, детям был предложен тест-опросник

 

1.         Любите ли вы игру?

 

2.         Каким играм вы отдаете предпочтение?

 

3.         Где чаще всего вы играете?

 

4.         С кем вы играете?

 

5.         Часто ли вы обмениваетесь  мнениями об игре?

 

6.         Хотелось бы вам, чтобы на  уроках присутствовала игра?

 

7.         Вы больше любите работать  в группе или поодиночке?

 

8.         Как бы вы изменили урок  английского языка, включили бы  игру в урок?

 

Вывод: не смотря на то, что  английский язык остался на том же месте, пассивные дети смогли проявить себя, раскрыть свои способности. Не малую  роль сыграло сплочение коллектива при групповом взаимодействии.

Информация о работе Игра как педагогическая категория