Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.[C.56]
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Ролевая игра строится на межличностных
отношениях, которые реализуются
в процессе общения. Являясь моделью
межличностного общения, ролевая игра
вызывает потребность в общении,
стимулирует интерес к участию
в общении на иностранном языке,
и в этом смысле она выполняет
мотивационно-побудительную
Ролевую игру можно отнести
к обучающим играм, поскольку
она в значительной степени определяет
выбор языков средств, способствует
развитию речевых навыков и умений,
позволяет моделировать общение
учащихся в различных речевых
ситуациях. Другими словами, ролевая
игра представляет собой упражнение
для овладения навыками и умениями
в условиях межличностного общения.
В этом плане ролевая игра обеспечивает
обучающую функцию. В ролевых
играх воспитываются
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Ролевая игра дает учащимся
возможность выйти за рамки своего
контекста деятельности и расширить
его. Тем самым реализует
Таким образом, ролевая игра
выполняет в учебном процессе
по иностранному языку следующие
функции: мотивационно-побудительную,
воспитательную, ориентирующую и
компенсаторную. Успешность обучения
во многом зависит от того, как реализуются
эти функции в учебном
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
- ролевую игру можно
рассматривать как самую
- ролевая игра обладает
большими возможностями
- ролевая игра предполагает
усиление личностной
- ролевая игра способствует
расширению ассоциативной базы
при усвоении языкового
- ролевая игра способствует
формированию учебного
- ролевая игра имеет
образовательное значение. Учащиеся,
хотя и в элементарной форме,
знакомятся с технологией
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным [C.112] структура детской ролевой игры, в которую входят:
1) роли, которые берут на себя дети;
2) игровые действия и поступки, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли;
3) игровое употребление предметов;
4) реальные отношения между
детьми (реплики, замечания,
По сравнению со структурой
детской ролевой игры, предложенной
Д.Б. Элькониным, структура обучающей
ролевой игры изменяется за счет введения
в нее дополнительных неигровых
целей, а также проектирования и
создания коммуникативных и
Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, хотя значимость результативного аспекта ролевой игры для учащихся младших классов, по сравнению с детьми дошкольного возраста, естественно, значительно возрастает.
Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;
2) содержание ролевой игры,
которое базируется
3) совокупность социальных
и межличностных ролей,
4) коммуникативные и
5) реквизит – любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.
По поводу четвертого структурного
компонента следует сделать два
пояснения. Во-первых, под коммуникативными
условиями подразумевается не столько
учебно-коммуникативная
Благоприятная морально-психологическая
атмосфера в классе предрасполагает
учащихся к межличностному взаимодействию,
проявлению заинтересованности и творческой
инициативы в течение всей серии
ролевых игр. Во-вторых, под лингводидактическими
условиями подразумевается
Создание этого исходного
уровня коммуникативной компетенции
осуществляется не только в процессе
выполнения различных упражнений, предусмотренных
учебно-методическим комплексом по иностранному
языку, но и в ходе усвоения иноязычного
речевого материала, представленного
в виде диалогических единств, сгруппированных
по коммуникативному намерению вокруг
контактной, информационно-коммуникативной
и эффективно-коммуникативной
По сравнению с устойчивым
и четко обозначенным набором
структурных компонентов
Подготовка и проведение
малой ролевой игры реализуется
на одном занятии по иностранному
языку. Вместе с тем некоторая
часть малых ролевых игр
В процессе исследования выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры при обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевой игры:
1) максимальная активность
обучаемых. Все учащиеся
2) речевые партнеры определяются
в игре не только по желанию
преподавателя, но и
3) учащиеся имеют возможность
меняться ролями, что позволяет
использовать языковой
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор не существует
разработанных комплексов
- целевое назначение игр;
- их количество и качество;
2) использование ролевой
игры в процессе обучения
3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.
Вышеизложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:
1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;
2. От того, каким героям подражают дети;
3. Он обеспечивается самим
процессом игры как
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель—это и есть
собственно игровая задача, т. е. задача,
связанная с выполнением
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Направления педагогического
руководства игровой
1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
3) развивать творческие
потенции ребенка в процессе
игры способствовать появлению
адекватной самооценки и
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование.
Н.Д. Гальская и Н.И. Гез [C.258] отмечают, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:
1) подготовки;
2) проведения игры;
3) контроля.
Непосредственная подготовка
к большой ролевой игре начинается
на первом же занятии по новой разговорной
теме. Если ролевые игры проводятся
регулярно и учащиеся к ним
привыкли, то в начале новой темы
они сами выясняют у учителя перспективы
проведения новой ролевой игры («А
мы будем играть дальше?»). Если инициативу
в этом случае проявляет учитель,
то ученики, как правило, живо откликаются
на его предложение «играть