Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:44, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психолого-педагогической инновационной деятельности в дошкольном образовании.
2. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
3. Определить педагогические условия использования педагогических игр.
4. Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.
Вступление 2
РАЗДЕЛ I Теоретическая предпосылка развития игры.
Общая характеристика
1.1 Значение игры в формировании личности 6
1.2 Игра – творческий процесс 12
1.3 «Природа» игры 16
1.4 Психологическая характеристика игровой деятельности 19
1.5 Проблемы и игра 22
1.6 Развивающие игры и их условия 26
РАЗДЕЛ II Проявление предметной и игровой деятельности
2.1 Предметная деятельность и игра 32
2.2 Игра в художественно-творческой
деятельности 40
2.3 Роль игры в воспитании положительного отношения к школе 45
2.4 Научный анализ игровой деятельности 48
2.5 Классификация игр 51
2.6 Игрушка и ее значение в игровом процессе 59
РАЗДЕЛ III Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей
3.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей 62
3.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения 66
Выводы 71
Список использованной литературы 72
Дополнение
сюжет игры последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.
отличие. детям необходимо дословно
запомнить текст, осмыслить течение событий,
образ героев
сказки, или пересказа.
помогает глубже понять идкю
произведения, ощутить художественную
ценность, искренне выразить свои
чувства.
Стоительно
– конструктивные
игры
Стоительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов.
№ | виды материалов | примеры |
1 | большой строительный материал, для возведения сооружений на полу. | куб, циллиндр, паралеллипипед и другие. |
2 | настольный строительный материал. | приблизительно те же формы, но меньшие размером. |
3 | полуфабрикаты. | наборы досточек, арок, фронтонов и другие. |
4 | конструкторы. | усложненный строительный материал. |
Последовательность усложнения конструирования
№
1 | 2 |
1. | возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснеия действий. |
2. | показ образца строения выполненного врспитателем, с последующим анализом ее составнях частей. |
1 | 2 |
3. | показ приемов конструирования которыми дети овладевают для возведения построек. |
4. | предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно. |
5. | конструирование по теме или заданным условиям. |
6. | возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению. |
Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
№ | виды | характеристика |
1 | 2 | 3 |
1. | отображают | отношения связанные с ролью, с позиции обственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия. |
2. | связанные с детским трудом | в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. |
3. | умственное воспитание | формирование
фундаментальных психических |
1 | 2 | 3 |
4. | умственная активность | связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. |
5. | систематическое воспитание | способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. |
6. | двигательная деятельность | быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. |
Переживания в игре влияют на ее характер.
[п.
10; с. 18-20]
Показатели развитого игрового интереса.
Содержание.
Умение
руководить играми
виды | содержание |
аналитические | умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого ребенка. |
проэктированные | умение проэктировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности. |
организаторские
и коммуникативные |
умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре. |
Вляиние воспитателя
№ | Содержание |
1. | планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов. |
2. | воспитатель организовывет обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях в которых берут участие или наблюдают. |
3. | воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи. |
4. | в процессе игры
воспитатель организовывет |
[п. 21; с. 12.15]
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменеия в ег психике. Извествнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр :"Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, слкжба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.
К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Игра – прекрасное средство воспитания.
Народная
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.
А. С. Макаренко о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".
В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка трех – четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой.
В играх использован принцип самоконтроля.
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
Информация о работе Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста