Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, контрольная работа
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Введение
1. Конструирование из бумаги
2. Конструирование из природного материала
3. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»
Заключение
Список литературы
План
Введение
Конспект занятия
по художественному
Конспект занятия
по художественному
Заключение
Список
литературы
Введение
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Выделяют два типа детского конструирования: техническое и художественное.
Если в техническом конструировании (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, конструирование из крупногабаритных модульных блоков) дети отображают реально существующие и вымышленные объекты, при этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки, то в художественном конструировании (конструирование из бумаги, природного и бросового материала) дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
В целом, художественное конструирование понимается как неотъемлемая составная часть общего процесса проектирования промышленных изделий, обеспечивающая удобство пользования предметом, его максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств.
Художественное
и инженерное конструирование составляют
взаимодополняющие стороны
К
художественному конструированию относятся
конструирование из бумаги и конструирование
из природного материала.
Конструирование из бумаги, природных материалов учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Соорудить поделку объемной формы из плоского материала (бумаги и картона) непросто, т.к. нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке-развертке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Все это значительно сложнее,
чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
Дети еще в старшей группе на занятиях математикой познакомились с плоскими и объемными геометрическими фигурами. На занятиях изодеятельности и конструирования в старшей и подготовительной группах дошкольники закрепляют геометрические понятия и формы, применяют их в художественно-конструктивной деятельности.
Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной поделки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги Л.А. Парамонова, О.А. Сафонова выделяют следующие:
1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).
2.
Формирование у детей
Этому виду деятельности, обучают только на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики и методических пособий, в том числе и зарубежных, обучение строится лишь на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Заметим, что попытка уйти от такого рецептурного метода была сделана З.В. Лиштван при использовании выкроек с разметками. Однако это не дало существенных результатов. Основными причинами традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности (большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое – способ); во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.
В связи с этим Л.А. Парамоновой, О.А. Сафоновой была разработана система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 5 до 7 лет.
В основу этой системы было положено овладение обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». В нашем случае «распредмечивание» выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.
«Распредмечивание» способов конструирования с целью их обобщения и составляло стратегию создания системы формирования детского самостоятельного и творческого конструирования из бумаги.
Для реализации этой стратегии, прежде всего, было отобрано несколько (для каждого возраста) достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способообразования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Одновременно эти способы позволяли создавать большое количество разных поделок. Отобранные нами способы относятся к основным взаимосвязанным видам формообразования: складывание, закручивание, переплетание.
Была также разработана поэтапная система обучения детей. На первом этапе осуществлялись вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек. При этом успешно использовались игровые ситуации типа «Волшебные превращения круга» и др. и речь взрослого, которая в стихотворной форме отражала «образ действия» (А.В. Запорожец) и задавала алгоритм действий, составляющих основу способа («Есть у бумажного кружочка как раз посередине точка. Надрез к ней сделай, мой дружок, и в конус скручивай кружок»).
Демонстрация способов изготовления в отрыве от конкретных поделок и обратного процесса – их «вращивания» – способствовала формированию у детей представлений о способах конструирования как самостоятельных образованиях, каждое из которых можно использовать для создания многих предметов.
На втором этапе перед детьми ставили задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
На третьем этапе дети занимались самостоятельным конструированием по замыслу.
Детям предоставлялась возможность, самостоятельно экспериментируя с разными видами бумаги (гофрированная, салфеточная, плотная и др.), создавать различные формы. Дети разрывали ее на части, сминали, скатывали и т.п. В результате возникали маленькие и большие комки, длинные полоски, обрывки разной конфигурации и др. Далее педагог помогал детям увидеть в полученных формах различные образы, достраивал их («Макароны на тарелке», «Желтые комочки – цыплята», «Цветок с лепестками», «Рыбка» и др.), создавал простые сюжеты на панно.
В результате дети могли, используя простейшие способы (сминание, разрывание, скатывание, скручивание), самостоятельно с удовольствием создавать образы из бумаги и затем переходить к более сложным приемам складывания и надрезания бумаги в различных направлениях.
Такое обучение, построенное по принципу от общего к частному, обеспечивало переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.
Как показал анализ детского конструирования по замыслу, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящие к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного характера деятельности (что было невозможно при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей, что проявлялось в самостоятельном создании детьми из бумаги карнавальных костюмов, украшений для групповой комнаты и участка, образов сказочных героев для игры и театра. Такая деятельность сопровождалась яркой описательной речью детей.
Результаты
деятельности детей отличались новизной
тематики и самих конструкций, их
выразительностью, оригинальностью
и даже качественностью технического
исполнения.
Традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Некоторые относят этот вид конструирования к ручному труду (Ф.П. Филенко, Э.К. Гульянц, И.Я. Базик и др.). Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно, прежде всего, для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечков, ослика – из желудей; коробочку, поясок, закладку – из бересты и т.п. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность и т.п.), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.
Определение путей формирования у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) продуктивного воображения как основы творческого конструирования из природного материала стало основной целью исследования Л.А. Парамонова и О.А. Христ.
Они предположили, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала могут лежать овладение обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.
В исследовании
О.М. Дьяченко выделены два основных качественно
различных способа действия по построению
воображаемых образов: «опредмечивание»
и «включение». Как показали новые
исследования, для развития творческого
воображения в этом виде конструирования
принципиально важно научить детей анализировать
природный материал
(в совокупности всех его свойств) вначале
как основу будущего образа, создаваемого
способом «опредмечивания», а затем как
деталь, значимую для построения целостного
образа способом «включения»; сформировать
такие приемы конструирования, как достраивание,
изменение пространственного
положения основы, комбинирование,
убирание лишнего.
Для реализации этих
общих подходов нами была разработана
система формирования творческого конструирования,
состоящая из трех основных этапов.