Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:49, практическая работа
Почему мы выбрали эту тему: образ учителя в литературе не является постоянным. Он меняется в зависимости от времени. Нам было интересно, чем отличаются образы учителей в литературе разного времени. Будут образы одинаковы или они будут иметь большие различия.
Актуальность проблемы: Образ учителя в литературе не является стабильным, потому что каждое поколение выдвигает свои требования к образу учителя. Весь накопленный опыт человечество передает с помощью литературы.
План
• Почему мы выбрали эту тему
• Актуальность выбранной темы
• Противоречия
• Проблема
• Цель
• Задачи
• Работа
• Выводы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Музыкально-педагогический факультет
По дисциплине введение в педагогическую деятельность
Кафедра теории и методики начального дошкольного обучения
Проэкт
На тему: Образ учителя в художественно литературе
План
• Почему мы выбрали эту тему
• Актуальность выбранной темы
• Противоречия
• Проблема
• Цель
• Задачи
• Работа
• Выводы
Почему мы выбрали эту тему: образ учителя в литературе не является постоянным. Он меняется в зависимости от времени. Нам было интересно, чем отличаются образы учителей в литературе разного времени. Будут образы одинаковы или они будут иметь большие различия.
Актуальность проблемы: Образ учителя в литературе не является стабильным, потому что каждое поколение выдвигает свои требования к образу учителя. Весь накопленный опыт человечество передает с помощью литературы.
Противоречия: Динамика личностного развития учителя и его взаимоотношения с обществом в художественной литературе.
Проблема: Любое изменение в жизни общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, чаще всего проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с людьми, в том числе с учениками. Ведь любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Цель: 1.Ознакомиться с произведениями различных авторов.
2. Дать анализ образа учителя в их произведениях.
3.Проследить динамику образа учителя в литературе.
Задачи: 1. Подобрать художественные произведения, в которых присутствует образ учителя;
2. Проанализировать образы учителей в художественных произведениях Валентина Георгиевича Распутина, Альберта Анатольевича Лиханова, Андрея Платоновича Платонова, Фазиля Абдуловича Искандера.
3. Вызвать уважение к нелегкому труду учителя.
4. Обобщить впечатления от произведений, посвященных учителям.
Введение к работе
Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, поэтому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.
Творчество А.Платонова привлекает читателей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев.
Мария Никифоровна после окончания четырёх летних педагогических курсов была направлена в дальний район астраханской губернии – село Кошутово, на границе с мертвой пустыней. Село было почти занесено песком: на улицах лежали целые сугробы песка, которые доходили до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов.
Молодая учительница мужественно начала работу в школе, но ребята часто пропускали уроки, потому что им не во что было одеться. Двое из них даже умерли от голода. И она решила бороться. Она собрала подписи крестьян и принесла заявление в окружной отдел народного образования, она просила помочь крестьянам в борьбе с песчаной стихией.
Писатель показал высокую нравственную силу девушки, которая не сдалась перед трудностями. Мария Никифоровна убедила крестьян посадить лесные защитные полосы вокруг орошаемых огородов. Шлюговые кустарники дали жителям прут, из которого они научились делать корзины, и даже столы стулья, для них это был побочный заработок. Крестьяне стали жить лучше, они поверили учительнице. Даже взрослые приходили к ней в школу. Перед читателями раскрылся образ мудрой и смелой учительницы.
Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей. Примером этого может стать произведения благие наменриния А. Лиханов. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».
Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно становится воспитательницей сирот-первоклассников, но оказывается педагогом по призванию.
Главная героиня привлекает, прежде всего, силой своего характера. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень не легко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать ребёнка – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Представим интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к «первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.
«Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».
Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского».
Рассказ писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» давно стал классикой. Это одно из лучших произведений писателя о детстве, о трудных взаимоотношениях подростков и учителей, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Рассказ современен, он вызывает бурные споры и сегодня. Права или нет молоденькая учительница Лидия Михайловна? Педагогичен или нет её поступок? Поступок или Проступок? Читатели могут спорить, обсуждать и осуждать, но автор уверен в одном: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т. е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность.
Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Лидия Михайловна приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние.
Писатель и поэт Фазиль Абдулович Искандер описывает в своем рассказе учителя математики Харлампия Диогеновича, главной задачей которого было «делать человека смешным». Он считал, что смех и юмор помогают в процессе обучения, помогают организовать урок без надрыва и угроз учителя, без унижений и оскорблений, без анархии учеников и беспомощности учителя.
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
Заключение
Мы провели исследование. Нам стало интересно какой образ учителя из какого произведения более близок для опрошенных. Им было предоставлено на выбор четыре образа учителя из рассмотренных нами произведений. Опрос дал нам достаточно интересный результат, опрошенные не дали определенного предпочтения какому-либо произведению. Нам кажется что это из-за того что основные черты характера педагогов одинаковы, несмотря на разные периоды времени в которые писались произведения. В идеальном образе педагога можно отметить: 1) учителя, 2) воспитателя, 3) жизненного организатора и 4) проводника культуры. Такой универсальный тип для большинства – утопия, но в некоторой доле все черты должны быть в каждом педагоге.
Вывод
Подводя итог данной работы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.
Мы рассмотрели произведения в которых повествуется о том, каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному… но одному из величайших дел в истории.
Список литературы
1. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 2001.
2. Чалмаев А.А. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе / А.А. Чалмаев. – М.: Высш. шк., 1992.
3. Шамин А.Л. Введение в педагогическую деятельность / А.Л. Шамин, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2002.
4. Щетинина О.С. Учитель! / О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2001.
5. Распутин, В. Г. Уроки французского [Текст] : рассказы / В. Г. Распутин // Распутин В. Г. Нежданно-негаданно : повесть и рассказы. – М., 2001. – 286 с. : ил. – (Школ. б-ка).
6. Лиханов, А. А. Благие намерения [Текст] : повести / А. А. Лиханов. – М. : Мол. гвардия, 1981. – 560 с. : ил. – (Б-ка юношества).
7. Искандер, Ф. Тринадцатый подвиг Геракла [Текст] : рассказ / Ф. Искандер // Искандер Ф. Время счастливых находок. – М. : Мол. гвардия, 1973. – С. 115–130.
8. Платонов, А. П. Песчаная учительница [Текст] / А. П. Платонов // Платонов А. П. На заре туманной юности : повести и рассказы. – М. : Сов. Россия, 1990. – 479 с.
Информация о работе Образ учителя в художественно литературе